Искусство. Национальные школы живописи.
Среда, 24.04.2024, 19:54
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная назарейцыРегистрацияВход
Меню сайта

 

НАЗАРЕЙЦЫ (нем. Nazarener, от Nazareth, названия города в Галилее, где прошли детство и юность Христа) – прозвище группы немецких и австрийских художников религиозно-романтического направления, входивших в «Союз Святого Луки» (нем. Lukasbrüder). «Союз» был образован в 1809 в Вене по образцу средневековых гильдий, находившихся под покровительством этого святого, по преданию, исполнившего с натуры первое изображение Богоматери.

В художественном развитии Европы XIX века каждый новый этап обычно начинался с того, что какая-то группа художников объединялась, чтобы противопоставить себя «официальному» искусству и сообща искать новые возможности в искусстве. Общеизвестны примеры прерафаэлитов в Англии, импрессионистов во Франции, передвижников в России. Но впервые в XIX веке художники объединились в 1809 году, когда шесть молодых немецких и австрийских художников-романтиков, учившихся в Вене (Ф. Овербек, Ф. Пфорр, И. Зуттер и др.), недовольные академической системой образования, создали объединение «Союз святого Луки». Протест назарейцев был подготовлен развитием романтизма. Именно немецкие деятели культуры были первыми его теоретиками. Манифестом романтизма в изобразительном искусстве стала книга немецкого историка искусства Вильгельма Вакенродера «Сердечные излияния монаха – любителя искусства» (1797). Автор провозгласил, что не «правила» красоты и идеалы классицизма, а искреннее чувство и внутренний мир личности являются основой творчества. Кстати, сам термин «романтизм» был введен также немецким ученым и писателем Фридрихом Шлегелем.

Двумя центральными образами назарейцев, как, впрочем, и вообще эстетики немецкого романтизма, были Рафаэль и Дюрер. В Рафаэле они видели создателя неповторимого, как бы « с неба сошедшего» идеала, а Альбрехт Дюрер олицетворял искреннее религиозное благочестие, в нем видели ясность, твердость, внутреннюю силу и глубину немецкого национального характера. Назарейцы считали необходимым сблизиться с этими мастерами по духу, перевоплотиться в них, в чем-то повторить их духовный и жизненный путь. В 1810 году Ф. Овербек и Ф. Пфорр переехали в Рим. Позднее к ним присоединились и другие художники-единомышленники. В Риме они обосновались в пустующем монастыре Сан-Исидоро дель Пинчо, упраздненном наполеоновской администрацией. За монашеские одеяния и длинные волосы, разделённые пробором посредине, члены братства получают по ассоциации с Христом из Назарета ироническое прозвище «назарейцы».

Наибольшую известность принесли назарейцам фрески (1815-1818), выполненные на темы из жизни библейского Иосифа , в римском доме прусского посланника Бартольди (ныне эти фрески находятся в Берлинском национальном музее) и более поздние фрески на сюжеты из Данте, Ариосто и Т. Тассо на римской вилле Масини. На празднике по случаю завершения фресок в доме Бартольди присутствовал и будущий баварский король Людвиг I. Он был в восторге от искусства назарейцев и считал, что оно будет востребовано и на родине. В конце концов «бунтовщики» вернулись в Германию и разъехались по стране. Многие получили и заказы, и должности в различных академиях. Их искусство становилось всё более известным, но и более консервативным, оставаясь при этом внешне очень привлекательным. Лучшие традиции назарейской школы ещё долго сохранялись в европейской живописи. Они оказали во второй половине XIX века значительное воздействие на английских прерафаэлитов и представителей немецкого неоидеализма.

Художники

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024