Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 13:54
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная илья репинРегистрацияВход
Меню сайта

 

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН

Приготовление к экзамену.1864 г.

Подписана.

Холст, масло.

Размеры: 38 - 46,5 см.

Пост. в 1904 г., приобр. у А. С. Танеева, Петербург.

Инв.№ Ж-4016

Изображены братья Веры Алексеевны Шевцовой, будущей жены художника, — Александр и Алексей. В это время Алексей был гимназистом, Александр — вольнослушателем архитектурного класса Академии художеств. Легкий флирт между юношей и девушкой придает бытовой сцене романтическое настроение.

Диоген и мальчик.1867 г.

Эскиз-вариант.

Подписан и датирован.

Картон, масло.

Размеры: 60 - 47,5 см.

Пост. в 1940 из ЛГЗК; ранее — собрание С. Т. Агафонова.

Инв.№Ж-1393

Натурщик.1867 г.

Подпись и дата на обороте.

Холст, масло.

Размеры:79,5-98 см.

Пост. в 1924 из ГМФ,Ленинград.Инв.№Ж-4048

Портрет Ивана Панова. 1867 г.

Подписан и датирован.

Холст, масло.

Размеры: 58 - 49 см. (овал).

Пост. в 1910, приобр. у  А. С. Укладникова, Петербург.

Инв.№Ж-4041

Панов Иван Степанович (1845–1883) — художник.

Портрет Веры Шевцовой.1869 г.

Подписан и датирован.

Холст, масло.

Размеры: 83 - 67 см.

Пост. в 1920, дар ВОПХ, Петроград; ранее — собрание В. А. Репиной, Петербург–Петроград.

Инв.№Ж-4047

Репина Вера Алексеевна (урожденная Шевцова; 1854–1918) — жена художника.

Бурлаки на Волге. 1870–1873 гг.

Подписана и датирована.

Холст, масло.

Размеры: 132 - 283 см.

Пост. в 1918 году из бывшего дворца великого князя Владимира Александровича, (Петроград).

Инв.№Ж-4056

Картина принадлежит к числу самых выдающихся произведений русской живописи. Она начинала собой новую эпоху в истории отечественного искусства. Художник поставил своей целью создать монументальное полотно, посвященное жизни народа и не только раскрывающее тяжесть его доли, но и воспевающее его духовную силу. Еще в студенческие годы Репин начал работать над картиной. В 1868 году он впервые увидел бурлаков на Неве и был поражен зрелищем оборванных, впряженных в лямку людей, особенно по контрасту с гуляющей публикой. После двух поездок на Волгу, близко познакомившись с бурлаками, Репин обратился к утверждению нового героя, которого не знала русская живопись. На фоне широкого волжского пейзажа в жаркий летний день движется многоликая бурлацкая ватага. Здесь и знаменитый, по воспоминаниям художника, поп-расстрига Канин с лицом философа (в центре первой тройки), рядом с ним — могучий черноволосый богатырь, справа — озлобленный жизнью Илья-моряк. В центре композиции, посредине ватаги — молодой крестьянский парень в изорванной красной рубахе. Интересен и замыкающий ватагу — рослый, могучий человек с гордым профилем. Каждый из героев картины был для Репина живым лицом со своей судьбой, характером, внутренним миром. Не раз виденную в натуре сцену Репин поднял до широкого обобщения, сохранив при этом свежесть непосредственного жизненного впечатления, наполнив картину широким дыханием волжских просторов. С картины „Бурлаки на Волге“, высоко оцененной на Всемирной выставке в Вене (1873), началась европейская известность Репина.

Воскрешение дочери Иаира. 1871 г.

Холст, масло.

Размеры: 229 - 382 см.

Пост. в 1923 из Академии художеств.

Инв.№Ж-4050

Никогда раньше специально заданный выпускникам Академии евангельский сюжет не находил столь необычного по своей жизненности эмоционального воплощения, как в этой дипломной работе Репина. Тема поначалу не увлекла художника, пока он не связал ее с воспоминаниями о рано умершей сестре. Трагедия и надежда насыщают произведение взволнованной атмосферой, которая находит выражение в напряженности цветового звучания и контрастах освещения. Пластически завершенный, величавый образ Христа рождает ощущение особой значительности происходящего. Прототипом его можно считать Христа Александра Иванова в картине "Явление Христа народу", но у Репина он более прост и человечен. Суровой торжественности Христа противостоит горестное и благоговейное ожидание родителей девушки. Картина пронизана единым внутренним действием, и в этом главная ценность ее архитектонически ясной композиции. По уровню живописной культуры и одухотворенности это полотно молодого художника стоит в ряду с наиболее выдающимися произведениями русского искусства. Оно было удостоено большой золотой медали и приобретено ИАХ.

Садко. 1876 г.

Холст, масло.

Размеры: 322,5 - 230 см.

Пост. в 1897 из Царскосельского Александровского дворца.

Инв.№Ж-4002

Заказ великого князя Александра Александровича (будущего императора Александра III). В картине, написанной на сюжет новгородской былины, изображен купец Садко в подводном царстве. В период пенсионерской командировки оторванный от привычной среды молодой художник воспользовался фольклорной темой для выражения своего состояния и настроения. На картине предстают заморские красавицы, олицетворяющие, по мысли Репина, различные страны и народы. Но восхищенный ими Садко выбирает в жены стоящую в глубине русскую девушку Чернаву. "Идея выражает мое настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока еще искусства",— писал в то время художник. В поисках художественных приемов, адекватных выражению задуманного образа, ему помогли впечатления от пышной зрелищности европейского салона. Как всегда, стремясь к предельной достоверности, Репин изучал атласы морского мира, зарисовывал морскую живность в Нормандии, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. В 1876 году он получил за свое монументальное полотно звание академика.

Негритянка. Конец 1875 — начало 1876 г.

Холст, масло.

Размеры: 115 - 93 см.

Пост.: в 1938 из Ленинградской закупочной комиссии (собрание Н. Г. Иванова)

Инв.№Ж-4081

В 1873 году Репин в качестве пенсионера ИАХ отправился в заграничную командировку в Париж, где внимательно изучал творчество великих реалистов прошлого. К этому периоду относится картина "Негритянка". В работе ощущается увлечение творчеством известного испанского художника Мариано Фортуни (1838–1874) – одного из самых даровитых представителей академического салонного искусства. Репин познакомился с произведениями Фортуни в 1873 в Риме, затем через два года на его посмертной выставке в Париже был восхищен присущими ему "недосягаемым изяществом и чувством форм, колорита и силой света". Образ негритянки навеян, возможно, африканскими этюдами Фортуни. Репин создает выразительный, одухотворенный портрет, трактованный без какого-либо нарочитого любования экзотикой. Художнику удалось выявить благородное соотношение приглушенных красочных тонов и добиться тончайших цветовых нюансов, данных в единой теплой гамме. Настоящее мастерство он проявил в изображении мерцающих золотых украшений, переливающейся ткани, поблескивающего кальяна. Весьма разнообразны его живописные приемы – от гладкого письма лица до сравнительно широких пастозных мазков, которыми исполнены аксессуары. Весной 1876 Репин демонстрировал картину на выставке парижского Салона. Проданная затем неизвестному частному лицу, работа почти полвека оставалась в полном забвении. Лишь в 1938 она была приобретена Русским музеем и включена в постоянную экспозицию.

Украинская хата. 1876 г.

Холст, масло.

Размеры: 28,5 - 41,5 см.

Пост. в 1921 из бывшего особняка Бобринских, Петроград

Инв.№Ж-6311

Проводы новобранца. 1879 г.

Холст, масло.

Размеры: 143 - 225 см.

Пост. в 1918 из бывшего дворца вел. кн. Владимира Александровича, Петроград

Инв.№Ж-4061

В конце 1870-х годов по возвращении на родину из заграничной командировки, Репин с особым вниманием изучал крестьянскую жизнь. Это нашло яркое отражение в самой капитальной его картине на современную тему, исполненной в ту пору, - "Проводы новобранца". Она писалась под впечатлением русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Художник остановился на одном из наиболее трогательных моментов – прощание с семьей молодого новобранца, выбрав местом действия типичный крестьянский двор, найденный им в подмосковной деревне Быково. Все чувства, отображенные в произведении, проявляются просто, чисто, искренне. Художник тщательно готовился к осуществлению своего замысла, исполнив множество подготовительных работ. Произведение создавалось в течение 1877-1879 годов в Москве и в летнее время в Абрамцеве – расположенной под Москвой усадьбе известного мецената Саввы Мамонтова, ставшей местом притяжения крупнейших художников и музыкантов. Сразу по окончании картины она была приобретена президентом Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем.

Запорожцы. 1880–1891 гг.

Холст, масло.

Размеры: 203 - 358 см.

Пост. в 1897 из Эрмитажа.

Инв.№Ж-4005

Картина была приобретена императором Александром III и находилась в Зимнем дворце до 1897 года, откуда перешла в Русский музей. В 1895 году картина была удостоена золотых медалей на международных выставках в Мюнхене и Будапеште.

Белорус. 1892 г.

Холст, масло.

Размеры: 102 - 71,5 см.

Пост. в 1901 от автора, Петербург

Инв.№Ж-4009

Изображен крестьянин Сидор Шавров.

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903 г.

Холст, масло.

Размеры:400 - 877 см.

Пост. в 1938 из Музея Революции (ранее - в Мариинском дворце), Ленинград

Инв.№Ж-4088

Это грандиозное полотно написано по правительственному заказу в связи со 100-летним юбилеем, предназначалось для огромного белоколонного зала заседаний Государственного совета в Мариинском дворце. В работе над картиной, продолжавшейся в течение трех лет, принимали участие ученики художника – Б. М. Кустодиев (правая часть) и И. С. Куликов (левая). По словам И. Э. Грабаря, при создании полотна "хозяином, командиром и истинным творцом оставался сам мастер, ученики были только его послушными руками". Все члены учрежденного Александром I Государственного совета присутствуют в Круглом зале Мариинского дворца. На центральном месте Николай II и представители императорского дома, занимающие важнейшие посты в государстве. Справа от царя — его младший брат, в то время наследник престола цесаревич Михаил, слева — великий князь Михаил Николаевич (брат Александра II). Поблизости от царской семьи — председатель Комитета министров И. Н. Дурново, министр иностранных дел В. Н. Ламздорф, оберпрокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев и другие. Всего на портрете изображен восемьдесят один член Совета, среди них С. Ю. Витте, П. П. Семенов-Тян-Шанский и др. Картине предшествовали написанный во время заседания Государственного совета эскиз, многочисленные этюды и портреты отдельных участников собрания. Они принадлежат к числу высших достижений художника в области портрета. Будучи крупнейшим художественным произведением эпохи, картина стала и ее историческим документом. Репину удалось убедительно построить большое живописное изображение и добиться гармоничного цветового решения полотна.

«Какой простор!» 1903 г.

Холст, масло.

Размеры: 179 - 284,5 см.

Пост. в 1918 из собрания Н. Д. Ермакова, Петроград

Инв.№Ж-2774

Репин уверял, что поводом для создания произведения явилось лишь непосредственное жизненное впечатление, полученное в Куоккала на берегу Финского залива. Уже немолодой живописец горд тем, что ему удалось передать восторг молодых людей, наблюдающих за игрой волн, ломающих первые льдины. Он называет свое полотно «невероятной, фантастической картиной». В ней — ощущение художником надвигающихся перемен. И это тот же 1903 год, когда Репин вместе с учениками завершил «Заседание Государственного совета» (1903, ГРМ) — блистательную по живописи, торжественную оду уходящей политической элите. Однако эта необычная работа прославленного художника-реалиста, написанная в состоянии романтической приподнятости, породила множество разнообразных толков. Современники усматривали в образах юноши и девушки, упоенных бушующей стихией, своего рода аллегорию. Сам Репин, описывая реакцию на нее публики, невольно раскрывает метафоричность своего замысла. Зрители, сообщает он, видят в картине, что «тут кроется аллегория. И меня за эту аллегорию то бранят, то порицают, то презирают…». Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. Стасов, которому виделась «русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших ее бед».

17 октября 1905 года. 1907 г.

Холст, масло.

Размеры: 184 - 323 см.

Пост. в 1938 из Музея Революции; ранее – собрание В. Г. Винтерфельда

Инв.№Ж-6666

Александр Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года Эскиз к одноименной картине (1910–1911, Пражский град, Чехия). 1910 г.

Пост. в 1918 из собрания Н. Д. Ермакова, Петроград

Холст, масло.

Размеры: 43 - 60,7 см.

Инв.№Ж-2776

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024