Условное понятие «Средняя Русь» обозначает широкий географический ареал, охватывающий ростовские, владимирские, нижегородские земли. Границы княжеств на этой территории в условиях феодальной раздробленности постоянно менялись. Земли особенно пострадали в период монголо-татарского нашествия. По сравнению с Новгородом и Псковом, среднерусских памятников этого периода сохранилось значительно меньше. Но уцелевшие иконы и миниатюры дают возможность по крупицам воссоздать художественную жизнь и проследить параллели с византийским искусством.
Свои иконописные мастерские были и в Нижнем Новгороде, который несколько ранее, чем Суздаль, был захвачен Москвою (1390 год). Подобно суздальской, нижегородская живопись находилась под перекрестным влиянием Москвы и Новгорода, откуда Иван III переселил в Нижний и Городец немало уроженцев этого северного города (1489–1490 годы). В 80-годах XIV века в Нижнем работал Феофан Грек, но какие церкви он здесь расписывал — остается неизвестным.