ЭРКОЛЕ де РОБЕРТИ
Двухчастная пределла с изображениями «Моления о чаше и пленения Христа» и «Несения креста», которая сегодня находится в Дрезденской галерее, написана мастером в 80-е годы XV века на тополиных досках, и первоначально предназначалась для церкви Сан-Джованни ин Монте в Болонье.На самом деле она состояла из трех частей, включая центральную часть с «Пьетой», хранящейся в собрании художественной галереи Уокера в Ливерпуле. Как и многие художники его времени, деи Роберти часто в одной картине объединял несколько эпизодов.
Взятие Христа под стражу.
Дерево, темпера.
Размеры: 35-118 см.
Приобрет. в 1750г. из церкви Сан Джованни в Болонье.
Инв.46
Несение креста.
Как и парная Инв.46, часть пределлы верхнего яруса алтаря из церкви Сан Джованни Монте в Болонье.
Дерево, темпера.
Размеры: 35-118 см.
Инв.№45
Так, на заднем плане за скорбной фигурой Богоматери («Пьета») в черно-белых траурных одеяниях в цветном мареве среди всадников высоко в небо устремляются три креста Голгофы. Центр композиции левой доски триптиха отдан событиям, связанным с поцелуем Иуды и взятием Христа под стражу. Но тут же, сбоку, Христос произносит моление о Чаше и спят ученики, которые будут бурно реагировать на события утра. В отличие от центральной две боковые части представляют собой сложные композиции, где множество индивидуальных движений персонажей сливается в общий нерасчленимый поток, где силовые линии резко перехлестываются, нарушая гибкую пластику экспрессией акцентов. Головокружительная стремительность и неистовство происходящего позволяет воображению зрителя слышать звуки, сопровождающие трагические действия. Отвечая своей функции, пределла невысока и протяженна (при высоте 35 см длина центральной части составляет всего 30 см, а двух боковых — по 180). Эту поистине эпическую протяженность пространства еще более подчеркивает введенная художником узкая полоска неба и линия горизонта, неровная, с волнующими изгибами скальных гор, будто вторящая волнению нижнего регистра. Есть еще один компонент, прочносвязывающий все элементы живописи, — ее колорит, словно мерцающий тусклым золотом.