АЛЬБРЕХТ АЛЬТДОРФЕР
Христос на кресте.После 1520 г.
Дерево, масло.
Размеры: 75-57,5 см.
Приобрет. в 1922 г. ,ранее в австрийском монастыре святого Флориана. Через Криштофа Мигацци, епископа Вацского, попала к графине Ирме Эрдеди (урожденной Мигацци), у которой и приобрет. в музей.
Эта странная, отличающаяся архаической трактовкой работа занимает в творчестве Альтдорфера особое место. Создатель чистого пейзажа, не упускающий возможности поэтического изображения природы, хотя бы в качестве фона для многофигурных композиций, на сей раз заполняет пространство только человеческими фигурами и вместо так часто встречающихся у него на прочих изображениях Распятия таинственного света, захватывающих атмосферических явлений довольствуется нейтральным золотым фоном. По- видимому, исполняя желание заказчика, художник вынужден был равняться на более старую картину.В связи с датировкой работы мнения сильно расходятся. Винцингер и Фикер(1977) предполагают 1512-1518 годы, Румер(1965) доходит даже до 1525 года, Вайсе (1977)- также сторонник более поздней датировки. Он обращает наше внимание на то, как блестяще разместил художник столь большое количество голов на таком небольшом пространстве, и видит в этом влияние картины Дюрера ,,Поклонение Троице".В связи с вопросом о датировке и влиянии удивительным является мнение Румера, который( благодаря некоей, не поддающейся реконструкции связи) пытается найти сходство картины Альтдорфера с гораздо более поздним, созданным в середине тридцатых годов, ашаффенбургским Распятием Ганся Бальдунга Грина. В поисках картины, послужившей для Альтдорфера прототипом, внимание исследователя расходится во многих направлениях. Если изображение огромной толпы - частое явление в живописи к северу от Альп, то такой элемент композиции, как широкая и почти орнаментальная полоса, образуемая поднятыми над головами хоругвями и оружием, - черта чисто итальянская.( Приняв во внимание эти две особенности, Балдас в своей книге в 1923 году сообщал, что нашел конкретный прототип картины Альтдорфера- алтарный образ Конрада Лайба в кафедральном соборе в Граце, хранящийся в настоящее время в Ландесмузеуме, в Иоганнейме.Однако приведенная им аргументация недостаточно убедительна.)Об итальянских влияниях, в том числе о влиянии Мантеньи, заставляет думать типаж некоторых фигур и трактовка изборожденной трещинами земли на переднем плане, оканчивающейся наподобие сценической площадки. Если спокойствие композиции этой картины и необычно для Альтдорфера, то типично альтдорферскими являются такие ее черты, как чарующая магия колорита и выразительность поз и жестов, кажущихся утрированными, но именно поэтому чрезвычайно динамичными ( например, сложные позы, смелые ракурсы фигур солдат, играющих в кости в нижнем правом углу доски).
Мария с младенцем.Первая половина 1520-х г.
Дерево, масло.
Размеры: 49,4-35,5 см.
Приобрет. в 1917 г. у мюнхенского антиквара Юлиуса Белера, происходит из Зальцбурга.
Слева вверху- монограмма, над ней два двустишия: VT. CHRISTVM. PARIENS. DICTV. MIRABILE. VIRGO. HVMANI.ES. GENERIS. MAXIMA. FACTA. PARENS.SIC.SIC. PRAETERITAS. PVRGES. ABIGASQ[UE]. F(VT)VRI. NOX(I)AS. LAPSIS. SIS. COLVMEN. MARIA. Мария с красивым, но несколько невыразительным лицом и младенец Иисус написаны на основе гравюры на меди Дюрера. Альтдорфер хотел полному достоинства образу Марии дюреровского оригинала придать иконообразный характер, но конкретных изменений по сравнению с гравюрой в картине немного.Характерная мелочь, что художник изобразил на шее младенца коралловую веточку для защиты от сглаза, не считая это лишним даже для сына бога. Скипетр Альтдорфером опущен, рука Марии (на гравюре Дюрера державшая скипетр) в картине решена плохо. Вместо дюреровской звездной короны Альтдорфер изобразил на голове Марии венец, украшенный сверкающими драгоценными камнями дивной красоты. К сожалению, картина в худож. отношении довольно слаба: она была создана в один из периодов спада в неровном творчестве Альтдорфера.
Влюбленная пара.Около 1530 г.
Фрагмент стенной росписи.
Размеры:36-40 см.
Приобрет. в 1909 г. из частного собрания в Регенсбурге.
Пиглер(1936) установил, что этот фрагмент относится к стенной росписи из регенсбургской купальни Кайзербад, остальные части которой хранятся в тамошнем Городском музее. Из фрагментов складывается картина на эротическую тему, частую для настенных росписей в банях в ту эпоху. Это поздняя работа Альтдорфера - в основном в связи с характером самой задачи - действительно означает некоторый отход от стиля Дунайской школы и отличается более итальянизированным решением, что в гораздо меньшей степени может быть сказано о его последних картинах- ,,Лот с дочерьми" и ,,Мадонна"(Вена, Музей истории искусства)