Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 14:32
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная альбрехт дюрерРегистрацияВход
Меню сайта

 

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР

Портрет юноши.Около 1504 г.

Дерево, масло.

Размеры:40,4-28,2 см.

В коллекциях музея с 1906 г. ,ранее в брюссельском собрании эрцгерцога Леопольда-Вильгельма, затем в венском придворном собрании.

Инв.№142

163

Портрет юноши написан необычайно живо и очень живописно, хотя и в ограниченной цветовой гамме. Раньше его обычно считали портретом брата Дюрера, Андреаса. Это мнение разделял и Панофский(1948). В последнее время все громче звучат голоса сомневающихся в этом (обзор мнений сделан Жужей Урбах в дрезденском каталоге 1971 года, там же сообщается о дискуссии по поводу датировки). Для этой картины не характерно обычное для Дюрера подчеркивание форм или стремление сделать более эффектной, динамической массу головы и использование с этой целью более узкого формата картины.В портрете доминирующее значение имеет цвет и очень живописная, а не пластичная трактовка образа. Но этот отход от более частого типа портретов может быть и экспериментом мастера, ищущего новые пути, новые живописные решения.Если вспомнить створки алтаря Йабаха или аугсбургский портрет Фуггера, то видно, что Дюрер написал по крайней мере несколько портретов в стиле, отличающемся от охарактеризованного выше и более для него типичного.А на его автопортретах мы вновь встречаемся также и с мечтательных настроением. Пока кажется наиболее правильным, признавая стилевые особенности портрета, оставить его все-таки в рамках творчества Дюрера, так как вне их поместить его еще труднее. Благодаря лирической трактовки модели, мечтательному взгляду нам сразу вспоминается Кульмбах. Но этот стилевой признак появляется на картинах способного ученика Дюрера лишь позднее, например на мюнхенском портрете Казимира фон Бранденбурга, на который ссылается Либман(1972).А действительно очень живописный в своих ранних картинах Бальдунг в эти годы пишет гораздо более жестко и, можно сказать, более декоративно, чем автор будапештского портрета, и мы напрасно бы искали в этом портрете широкие, плоские цветовые пятна, характерные для двух созданных им в этот период алтарей (или обнаруженного недавно,но написанного именно тогда Св. семейства). Датировку -около 1504 года- подкрепляет статья Винцингера (1971), который пишет о том, как могли дойти до Дюрера в 1502 году, т.е. незадолго до создания данного портрета, непосредственные импульсы творчества Леонардо. Автор анализирует причины того, почему на картине нюрнбергского художника внезапно появляется это лирическое, мечтательное выражение, эта улыбка, которую можно назвать леонардовской.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024