Искусство. Национальные школы живописи.
Суббота, 27.04.2024, 00:21
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная иероним босхРегистрацияВход
Меню сайта

 

ИЕРОНИМ БОСХ

Сад наслаждений.Около 1510 г.

Дерево, масло.

Размеры: центр. часть 220-195 см.,боковые створки 220-97 см.

Из коллекции Филиппа II; в Прадо с 1939 г.

Возможно, это самая загадочная и волнующая работа Босха, в свое время вызвавшая различные толкования - от эзотерики до алхимии, от трактовки литературных произведений до предполагаемой связи художника с еретическими сектами. Необыкновенное иконографическое богатство сосредоточено на центральной доске, которая и дала название всему триптиху, но все три части нужно рассматривать последовательно. Начало, на левой створке, -земной Рай, где происходит сотворение Евы, тут же нарождаются чудовищные существа, который разделяют с человеком обманчивое блаженство,- сюжет центральной части, на правой створке представлена сцена Ада. Общий пейзаж на левой и центральной частях создает единство места, где происходят фантастические события, и указывает на то, что неистовство похоти (символ этой господствующей здесь темы являются красные плоды) есть прямое следствие сотворения женщины. Правая часть триптиха повествует о наказании человека за глухоту к призывам Господа.

Воз сена.1495-1500гг.

Дерево, масло.

Размеры: центр.панель 135-100см.,боковые створки 135-45см.

Из коллекции Филиппа II.



 

Поклонение волхвов.1495 г.

Дерево, масло.

Размеры:138-138 см.

Из королевских коллекций.

Инв.Р02048


 

Считающаяся главным шедевром Иеронима Босха эта наиболее изящно написанная и близкая к фламандским моделям картина изначально находилась в капелле кафедрального собора Хертогенбоса, а в 1574 г. была помещена Филиппом II в Эскориал. На обороте створок изображено евхаристическое таинство григорианской мессы. С лицевой стороны на боковых створках представлены донаторы, а на центральной панели - Рождество Христово. Все сцены связаны единым пейзажем. Так прослеживается параллель между поклонением Телу Христову во время богослужения и поклонением Иисусу Христу волхвов. Несмотря на кажущуюся простоту, картина полна символических ссылок на Ветхий Завет. Так, например, стоящая у ног Богородицы скульптура жертвоприношения Исаака предвещает жертву Христа. Также аллюзией на Христа служит и изображение прихода царицы Савской к Соломону на пелерине Гаспара. Сложнее однозначно определить, кем является скованный цепями полураздетый персонаж в дверном проеме, иногда интерпретируемый как Адам, Антихрист или Ирод.
 

Семь Смертных Грехов. Конец XV века.

Дерево, масло.

Размеры: 120-150 см.

Из монастыря Эскориал.

Инв.Р02822




 

Искушение Святого Антония.1490 г.

Дерево, масло.

Размеры: 73-52,5 см.

Из королевских коллекций испании.

Инв.Р02049




 

Удаление камня глупости.1490 г

Дерево, масло.

Размеры: 48,5-34,5 см.

Из королевских коллекций.

Инв.Р02056



 Картина Иеронима Босха «Извлечение камня глупости», несомненно, принадлежит к числу самых сложных и многозначных по своему образно-художественному содержанию. Эта работа отражает своеобразие творческой натуры выдающегося нидерландского мастера. Полотно создано около 1490 года и содержит морально-назидательный смысл. В Нидерландах странствующие лекари, фокусники, коробейники издавна считались олицетворением плутовства, а их пациенты олицетворяли человеческую глупость. В эпоху Позднего Средневековья было популярным суеверное представление о том, что можно сделать человека умным, вырезав жировые наросты глупости на его голове. Этим суеверием пользовались шарлатаны, и их деятельность высмеивалась в народном фольклоре. Была широко известна легенда о простодушном Лубберте из Реймбуха, которому сделали операцию по удалению камня глупости. Несомненно, эта история стала источником вдохновения и для Босха, снабдившего изображение пояснительной надписью: «Мастер вырезает камни / Моё имя – Лубберт». Однако из раны на голове Лубберта вместо камня глупости появляется тюльпан - символ обмана. В чарующем своей красотой пейзаже на заднем плане хорошо различимы колесо и виселица, напоминающие о неизбежных наказаниях за земные грехи. Круглый формат композиции (Mundus - мир) также подчёркивает всеобщий масштаб всего происходящего, окружающий мир воспринимается как царство глупости и обмана. 
 

ИЕРОНИМ БОСХ, приписывается.

Искушение святого Антония.

Дерево, масло.

Размеры:70-115 см.

Инв.Р02913



 

ИЕРОНИМ БОСХ, копия.

Арбалетчик. Вторая половина XVI в.

Дерево, масло.

Размеры: 28,2-21,3см.

Получена по завещанию в 1916г.

Инв.Р02695


 

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024