Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 10:38
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная жанровая живопись в голландииРегистрацияВход
Меню сайта

 

Несравнимо более сложную и разнообразную картину представляла в середине и второй половине XVII века жанровая живопись Голландии. Несмотря на то, что явления общественной жизни почти не получили в ней непосредственного отражения (голландская жанровая живопись ограничена преимущественно изображением семейных событий), художники-жанристы дают широкую картину нравов и обычаев, этических и моральных норм поведения человека в буржуазном обществе. Обогащая и совершенствуя свое мастерство, голландские жанристы, как и пейзажисты, анималисты и мастера натюрморта, столкнулись с задачей изображения солнечного света в сценах под открытым небом и светотени в закрытых помещениях, с передачей цветового богатства мира и фактурных качеств предметов. Но углубление содержания жанрового произведения требовало решения не только этих задач. Полнота художественного образа в реализме невозможна без раскрытия чувств и переживаний изображенных персонажей. Только обретя эти качества, бытовая живопись вступает в период расцвета, ознаменованного появлением крупнейших талантов: Яна Стена, Ге-рарда Терборха, Питера де Хоха и многих других не менее ярких творческих индивидуальностей.
Ян Стен Усилиями предшественников и современников Стена бытовая живопись стала одним из ведущих жанров. Она включила в круг своих тем все многообразие явлений обыденной жизни. И тем не менее ЯН СТЕН (Лейден, 1626—1679, там же) сказал новое слово. Художник, а вместе с ним и зритель, по-новому осмыслил уже многократно виденное, подметил в повседневности то, мимо чего проходили его коллеги. Эту свою тему он сумел показать так метко и жизненно, с таким юмором, что и теперь, через триста лет после смерти художника, глядя на его произведения, невозможно не отдать должное его таланту и не посмеяться вместе с ним от всей души. Жизнерадостный юмор — основная черта творчества лейденского живописца. Еще задолго до Стена живописцы пользовались юмором для заострения смысла жанровых картин. Так поступали еще А. ван де Вение и П. Кваст. Но именно Стен впервые решительно ввел его в живопись и сделал главным оружием художника-жанриста. Стен-юмо-рист ополчается против средневековой отсталости, церковной лжеморали и косной феодальной идеологии. Страстно ненавидя уродливые пережитки и предрассудки прошлого, художник чувствовал несовершенство и нового, отстаиваемого им буржуазного общества, хотя причины этого несовершенства он усматривал не в социальных устоях, а в моральных пороках самих современников. В период борьбы против средневековых пережитков, в период активной ломки старых порядков и утверждения новых, передовые художники, к которым принадлежал и Стен, не были только буржуазно ограниченными. Они выступали как выразители интересов широких демократических слоев общества, как носители идей прогресса. Именно поэтому в оценке изображаемых явлений художник нередко отражал настроения и мысли широких народных масс. Стен — творец галереи бесчисленных образов безымянного героя-простолюдина. Из всех испытаний и невзгод герой Стена неизменно выходит бодрым, жизнерадостным и веселым. Художник сопровождает его от рождения до смерти, через всю его долгую жизнь. Стен наблюдает его в деревне и городе, среди крестьян и рыбаков, подмастерьев и ремесленников, мелких торговцев и бродячих актеров. Значительно реже, но появляются в его творчестве и сцены из жизни зажиточных классов. Стен пе замыкается, подобно современным ему жанристам, в область изображения быта одного какого-либо сословия. Его тема гораздо шире — это тема быта и нравов родного народа.

Ян Стен был крупнейшим жанровым живописцем своего времени, сумевшим сохранить и приумножить демократические традиции голландского искусства. Современная ему жанровая живопись уже шла другим путем. Лишь РИХАРД БРАКЕНБУРГ (Харлем, 1659—1702, там же), и то скорее внешне, пытался следовать Стену.

ГЕРАРД ТЕРБОРХ (Зволле, 1617—1681, Девентер), выдающийся жанровый живописец и портретист.Творчество Терборха оказало огромное влияние на развитие бытового жанра второй половины XVII века, на деятельность таких мастеров, как Г. Метсю и Ф. ван Мирис, Я. Охтервелт, Н. Верколье, Э. ван дер Hep и А. ван дер Верф .

ПИТЕР ДЕ ХОХ (Роттердам, 1629 — после 1684, Амстердам) не только принадлежит к блестящей плеяде жанровых живописцев Голландии второй половины XVII века, но и является именно тем мастером, который глубже всех постиг сущность домашней жизни голлапдекого бюргера, ее неторопливый, размеренный, упорядоченный характер и тот уют семейного очага, который создает опрятная, домовитая хозяйка, жена и мать. Его живопись отличается удивительным единством человека, пространства и световоздушной среды. Большей гармонии между этими элементами мы не встретим ни у одного из голландских художников. Де Хох разделил и общую судьбу голландского искусства — его творчество также характерно стремительным подъемом, кратковременным расцветом и быстрым увяданием.

Творчество де Хоха делфтского периода, лучшей поры его деятельности, оказало влияние на многих голландских живописцев не только XVII века. Но наиболее близкие ему мастера работали в третьей четверти века в Делфте и Амстердаме. В первую очередь среди них должны быть названы ПИТЕР ЯИСЕНС ЭЛИНГА (работал между 1650 и 1670 гг.), ЯКОБУС ВРЕЛ (работал между 1654 и 1662 гг.).Столь же непритязательны произведения третьего последователя де Хоха, амстердамского живописца ЭСАЙАСА БУРСЕ (Амстердам, 1631—1672, по дороге в Индию).

Во второй половине XVII века тенденции отхода от активного вмешательства в жизнь, отказа от ее трезвой реалистической оценки усиливаются. Художники стремятся замкнуться в круг тем и сюжетов, воспевающих буржуазное благополучие. В творчестве Г. Метсю и особенно Ф. ван Мириса Старшего проходящая в роскоши и безделье жизнь светского общества начинает откровенно идеализироваться. Холодная виртуозность их мастерства, одинаково бесстрастная в изображении людей и неодушевленных предметов, предвещает близкий упадок голландского искусства.
Когда ГАБРИЕЛ МЕТСЮ (Лейден, 1629—1667, Амстердам) написал свою картину «Кружевница» (1645), художнику едва исполнилось 16 лет. Но даже и эта картина не была его первым произведением. Еще за два года до ее создания Метсю вместе с другими художниками родного города обратился к магистрату за разрешением организовать гильдию живописцев. Таким образом, в лице Метсю мы имеем очень рано созревший талант. «Кружевница» всего лишь самое первое из сохранившихся произведений мастера, но уже несет в себе многие характерные черты его искусства. В ней есть даже нечто от типичных для зрелого мастера однофигуриых картин, отмеченных особой непосредственностью и интимностью восприятия повседневности, свойственной только Метсю. Не хватает только их легкой живописности.

Пронизанные бурным движением многофигурные композиции — исключение в творчестве Метсю. Обычно он, как и Терборх, ограничивается одной-двумя фигурами и сценами лирическо-созерцательного характера. Молодой художник обладал очень восприимчивой натурой. Многие мастера старшего поколения и его современники оказали на него прямое или косвенное влияние прежде, чем оп окончательно нашел собственный путь в искусстве. Метсю удивительно точно и с большим тактом сумел сочетать в своем творчестве демократизм мировосприятия и живость рассказа Яна Стена со светской утонченностью Терборха и созерцательностью П. де Хоха, а рембрандтовскую светотень — с колористическими завоеваниями Вермеера Делфтского. В середине 1650-х годов Метсю окончательно находит свою тему и свою манеру. Действие его сцен происходит обычно в интерьере, лишь в немногих случаях — на открытом воздухе (здесь особенно пригодился ему опыт делфтской школы — К. Фабрициуса и П. де Хоха).  Для произведений художника этих лет характерны затененный интерьер, на фоне которого мягко выступают освещенные равномерным, неярким светом фигуры, плавные, неторопливые движения, спокойные, полные достоинства жесты и насыщенные, но сдерживаемые рамками тонального колорита цвета. Эти особенности выявляют ту гармонию внутреннего мира героев Метсю и окружающей их среды, выражения которой художник добивался в своих произведениях.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024