Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 07:15
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная школа рембрандтаРегистрацияВход
Меню сайта

 

Ни один художник Голландии не оказал такого влияния на современное ему искусство, как Рембрандт. Сила этого влияния заключалась в том, что Рембрандт с наибольшей полнотой и в наиболее совершенной форме отразил те устремления эпохи, к которым были причастны и другие голландские живописцы, искавшие, как и он, адекватный новому содержанию художественный язык. Основой этого языка стала детально разработанная, подвижная система светотени, над созданием которой трудились уже караваджисты и прерембрандтисты, но наиболее совершенный вид которой придал лишь Рембрандт. С этого момента все передовые направления в голландской живописи и графике были связаны с его творчеством. Со временем влияние Рембрандта распространилось и на другие западноевропейские школы. Но когда мы говорим о школе Рембрандта, то имеем в виду прежде всего непосредственных учеников мастера и тех художников, которые, хотя и не обучались у Рембрандта, но подпали под влияние его живописной манеры и светотени. Таким образом, вокруг Рембрандта, начиная с лейденского периода его творчества, всегда группировались ученики и последователи. Очень немногие из них смогли оценить искусство Рембрандта во всей его гениальности и глубине, и всего лишь двое попытались развить наследие великого мастера дальше.
Почти каждый период творчества Рембрандта нашел своих последователей и подражателей. Для раннего лейденского периода самым выдающимся из них был ГЕРАРД ДОУ (Лейден, 1613—1675, там же) Несмотря на всю ограниченность творческой манеры, Доу был единственным из учеников Рембрандта, создавшим свою школу.

ЯН ЛИВЕНС (Лейден, 1607—1674, Амстердам), работавший в мастерской Рембрандта в те же годы, что и Доу, был скорее более опытным сотоварищем по работе, чем учеником. Однако, несмотря па свою раннюю зрелость, находился под влиянием Рембрандта.

Переезд Рембрандта в Амстердам и успех его первой крупной заказной картины «Анатомия доктора Тюлпа» (Маурицхейс, Гаага) обеспечили ему постоянный приток учеников. Число их было особенно велико в 1630-е и в начале 1640-х годов. По-видимому, уже в 1631 году появляется в мастерской Рембрандта харлемский живописец ВИЛЛЕМ ДЕ ПОРТЕР (Харлем, 1608 — после 1648, там же), создававший библейские, мифологические и аллегорические композиции.

 В 1632—1633 годах в мастерской Рембрандта обучается ЯКОБ БАККЕР (Харлинген, 1608—1651, Амстердам), писавший наряду с историческими сценами также и портреты. У Баккера очень рано обнаруживается стремление к известной идеализации образа.

В середине 1630-х годов Рембрандт выпускает новую большую группу учеников, из которых особо следует выделить Г. Флинка и Ф. Бола как обладавших несомненным талантом.
ГОВЕРТ ФЛИНК (Клеве, 1615—1660, Амстердам),ФЕРДИНАНДА БОЛА (Дордрехт, 1616—1680, Амстердам).

 Одновременно с Флинком и Болом обучался у Рембрандта  ЯН ВИКТОРС (Амстердам, ок. 1620 — после 1676, по дороге в Ост-Индию).

К числу художников, испытавших воздействие творчества Рембрандта 1630-х годов, относится своеобразный дордрехтский живописец БЕНЬЯМИН КЕИП (Дордрехт, 1612—1652, там же).

 В конце 1630-х годов в мастерскую Рембрандта приходит ГЕР-БРАНДТ ВАН ДЕН ЭКХАУТ (Амстердам, 1621—1674, там же), ставший, по свидетельству современников, близким другом учителя.

 РУЛАНТ РОГМАН (Амстердам, 1620—1686, там же). Рогман был другом Рембрандта. Неизвестно, был ли он его учеником, но ясно, что его эмоционально насыщенные, проникнутые романтическим настроением картины были бы невозможны без большого воздействия Рембрандта. С конца 1640-х годов, когда искусство Рембрандта стало пользоваться меньшим успехом, в его мастерскую приходили те, кто ощущал нечто близкое к рембрандтовскому пониманию задач искусства. Контакты с Рембрандтом этих поздних учеников и оказались более плодотворными. Самым одаренным из плеяды учеников 1640-х годов был КАРЕЛ ФАБРИЦИУС (Мидден-Бемстер, 1622-1654, Делфт),пришедший к Рембрандту еще в начале этого десятилетия. К числу самых значительных учеников Рембрандта принадлежит НИКОЛАС МАС (Дордрехт, 1634-1693, Амстердам), обучавшийся у Рембрандта в 1648-1650 годах.

В начале 1650-х годов в мастерской Рембрандта обучается Барент Фабрициус, брат и, вероятно, ученик Карела Фабрициуса.

АБРАХАМ ВАН ДЕЙК (Алкмар?,1636-1672,Амстердам) обучался в мастерской Рембрандта в 1650-е годы. Об этом свидетельствуют темы его произведений, проникновенная вдумчивость их трактовки и живописные средства, из которых большую роль играет светотень.

Арент де Гелдер (Дордрехт 1645-1727 Дордрехт) был последним и самым верным учеником Рембрандта, пришедшим в его мастерскую в те годы, когда стареющий и вышедший из моды учитель почти не имел учеников.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024