ГУГО ВАН ДЕР ГУС
Поклонение волхвов.
Триптих.
Холст, масло, переведена с дерева.
Размеры: 96,3-109,2 см
В коллекции музея пост. до 1797 г.
Инв№ ГЭ403
На левой створке алтаря, в глубине, изображена встреча Марии и Елизаветы (символ союза Ветхого и Нового Заветов), а на переднем плане - эпизод обрезания (прообраз христианского таинства крещения). На центральной створке представлены: справа вверху - благовестие пастухам и их поклонение Младенцу Христу, в глубине слева - встреча волхвов на Голгофе, в центре - поклонение волхвов. Три волхва традиционно олицетворяли три человеческих возраста, три части света (Европа, Азия, Африка) и три человеческие расы, признавшие Христа царем царей. Волхвы принесли Младенцу дары: золото как Царю, ладан как Богу и миро как человеку, который должен умереть. Сцена избиения младенцев на правой створке алтаря отличается динамикой и эмоциональной экспрессией: солдаты царя Ирода, облаченные в доспехи XV столетия, отнимают детей у беспомощных матерей.
Оплакивание Христа.
Дерево, масло.
Размеры: 36,2-30,2 см.
Поступила в 1920-е г. из ГМФ.
Инв№ ГЭ4782
Оплакивание Христа - одна из самых распространенных тем в нидерландском искусстве XV-XVI вв. Эрмитажная картина является повторением правой створки диптиха Гуго ван дер Гуса, хранящейся в Картинной галерее венского Художественно-исторического музея. Изображая близких Христа, его учеников и последователей, окруживших тело Спасителя, художник стремился показать людей, объединенных общим чувством безграничной печали. Благоговейно склонилась над безжизненным телом сына Мария, которую бережно поддерживает Иоанн, любимый ученик Иисуса. Застыл в глубокой задумчивости Иосиф Аримафейский. Рядом Мария Магдалина, судорожно сжимающая пальцы, и мужественный Никодим. На заднем плане изображены святые жены, одна из которых вытирает слезы, а другая целует как драгоценную реликвию гвоздь, вынутый из раны Христа.