РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН
Оплакивание.Около 1450 г.
Дерево, масло.
Размеры: 110-96 см.
В коллекциях с 1666 г., из собрания кардинала Карло Медичи, Флоренция.
Инв.№1114
Как и другие шедевры Рогира ван дер Вейдена, это произведение свидетельствует о взаимном влиянии итальянского и фламандского искусства в период кватроченто (ХVв.). Живопись Флоренции и Феррары оказала значительное влияние на творчество художника. Фламандский мастер являлся сторонником нового светского направления в живописи, которое требовало от художника отождествления себя с персонажами Страстей Господних.Автор концентрирует внимание на истерзанном теле Иисуса, на образе мученика. Фигуры в этой сцене создают впечатление хрупкости и неустойчивости, почти бестелесности, как это было принято в поздней готической традиции. Все внимание зрителя фокусируется на погребальной каменной плите, расположенной под углом к линии горизонта. Вызывает удивление значительная роль, которая отводится пейзажу, поскольку это не характерно для ван дер Вейдена, возможно он был помещен на картине по отдельной просьбе итальянских заказчиков, которые высоко ценили фламандских живописцев за искусство деталей пейзажа, тонко передающих лирическое настроение и ощущение воздушного пространства. Никодим в изысканном одеянии смотрит прямо на зрителя,возможно, это автопортрет художника.