Искусство. Национальные школы живописи.
Воскресенье, 05.05.2024, 15:01
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Росписи Дома ГлухогоРегистрацияВход
Меню сайта

 

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес

Росписи ДОМА ГЛУХОГО 1820-1823 гг.

В ,,главной гостиной" нижнего этажа- прямоугольном, вытянутом от входа в глубину зале- находилось семь в стилистическом отношении однородных, сгруппировавшихся в целостный ансамбль композиций. Одна (Ириарте назвал ее ,,Две старухи, едящие из общей посуды") помещалась над проделанной в торцевой стене зала входной дверью в виде десюдепорта(от фр. dessus de porte, буквально «над дверью») — декоративная композиция, расположенная над дверью.Шесть других заполняли все простенки: на противоположной входу стене находились разделенные окном вертикальные композиции ,,Сатурн, пожирающий своих детей"(слева от окна) и ,,Юдифь, отрубающая голову Олоферну" (справа); на левой продольной стене в обрамлении двух окон или двух каминов- фриз ,,Шабаш ведьм", а напротив, на правой стене в обрамлении двух каминов или шкафов- фриз Паломничество к св.Исидору", изображение народного гуляния, ежегодно устраиваемого в Мадриде 15 мая; наконец, на стене при входе справа от двери ( по соседству с ,,Шабашем" и против ,,Сатурна")- снова вертикальная роспись ,,Леокадия", иными словами, портретное изображение Леокадии Вейс, ставшей хозяйкой Дома Глухого, и слева( по соседству с ,, Паломничеством" и против ,,Юдифи")-также вертикальная роспись ,,Два старика". В аналогичном зале верхнего этажа было восемь пригодных для живописи простенков,- здесь продольные стены были разделены пополам оконным и каминным проемами. Однако Гойя расписал только семь из них. В глубине зала, на торцевой стене слева и справа от окна находились стилистически родственные живописи нижнего этажа вертикальные панно ,,Политики" и ,,Две смеющиеся женщины"; на левой продольной стене - ,,Бычьи пастухи" и ,,Атропос", а на правой -,,Прогулка инквизиции" и ,,Асмодей". Эти четыре горизонтальные композиции уже сильно отличаются в стилистическом отношении от первых двух. Отличается от них и седьмая роспись ( вновь вертикальная)- таинственная ,,Собака" направо от входной двери. В отличии от нижнего цикла, верхний остался незавершенным и не сложился в единый ансамбль.
 

Cатурн пожирающий своих детей. 1820-1823гг.

Смешанная техника, холст. Перенесена со стенной облицовки.

Размеры: 143,5- 81,4 см.

Подарена бароном Émile d'Erlanger, 1881 г.

P00763.jpg

В ,,Сатурне" фон росписи представляет собой угольно-черную космическую ,,дыру", в недрах которой густеющим облаком вулканического пепла взметнулась фигура древнего божества- олицетворение всепожирающей стихии Времени. Ее нарочито разбросанные в пространстве очертания сведены судорогой неистово корчащегося движения.Она будто расталкивает окружающую тьму, взламывает границы своей пространственной ячейки, чтобы вырваться в предлежащее пространство зала.В ней зримо смешиваются и переходят друг в друга неорганические и органические, до человеческие и примитивно- человеческие начала.Узловатые ее формы напоминают странное переплетение толстых древесных ветвей; угловатые, раскоряченные и как бы суставчатые ее члены вызывают в нашем сознании образ гигантского тарантула, мгновенно схватившего свою жертву, а выпученные глаза Сатурна подобны глазам рыбы.

Юдифь отрезающая голову Олоферну.1820-1823гг.

Смешанная техника, холст. Перенесена с облицовки стены.

Размеры: 146-84 см.

Подарана бароном Émile d'Erlanger, 1881 г.

P00764.jpg

,,Юдифь" возникает из тьмы иного рода -не космической, а скорее земной или, точнее, - ,,подземной", ,,подвальной",озаряемой почти раздражающим сочетанием застылого и холодного, неизвестно откуда проникающего сюда лунного света и чуть теплящегося мерцания свечи, которую прячет в руках сопровождающая библейскую воительницу старая служанка. Здесь царит энергия земного деяния, схваченного в его мгновенности.Только что спрыгнувшая с ложа Олоферна ( чуть видного справа),не прибрав еще своей растрепанной, смятой любовными ласками одежды, героиня взметнула меч над головой заснувшего ассирийского военачальника и сейчас отрубит ее( здесь возникает первое зрительно-смысловое соответствие ее и Сатурна- тот начал пожирать свою жертву с головы).Падающее вперед движение Юдифи, ее резко высветленное лицо, плечо, рука с мечом -все это также выпирает из пространственного поля росписи, как колени, руки и голова Сатурна.

Шабаш ведьм.1820-1823гг.

Смешанная техника, холст.Перенесена с облицовки стены.

Размеры: 140,5-435,7 см.

Подарена бароном Émile d'Erlanger, 1881 г.

P00761.jpg

Первоначально роспись ,,Шабаш", изображающая собрание ведьм, которые скопом поклоняются Дьяволу-козлу, внимают его проповеди и представляют ему молодую неофитку, еще не была срезана по краям и тянулась почти что на шесть метров вместо теперешних четырех с небольшим. Толпу ведьм обнимало тогда глубокое и протяженное темное пространство, где бурное ночное небо мешалось с земной твердью. На грани их и повисал тогда гигантский эллипсоид слипшихся и копошащихся тел, чьи движения выводили его из равновесия и заставляли крутиться наподобие галактики, по касательной захватывая также и реальное пространство зала.

Паломничество к св.Исидору.1820-1823гг.

Смешанная техника, холст. Переведена с облицовки стены.

Размеры: 127-266 см.

Подарена в 1881г.

P00760.jpg

На этой росписи изображено празднество , официально справлявшееся в Мадриде 15 мая в день св.Исидора- пахаря, покровителя города.Это уже не экстремальное торжество стихий и сил земли, как в предыдущей росписи,но реальный быт мадридцев- ,,сцена нравов", как подвиг располагавшейся рядом ,,Юдифи"- не космогонический миф, а реальная, хотя и сакрализованная история. Это народ, на закате или перед бурей снявшийся с места и тронувшийся в путь. Только предводительствует им слепец с могучим, почти квадратным торсом. Только впереди ( на противоположной стене зала, до снятия росписей) ожидает его чертобесие ведьмовского празднества .

Леокадия.1820-1823гг.

Смешанная техника, холст.Перенесена с облицовки стены.

Размеры: 145,7-129,4 см.

Подарена в 1881г.

P00754.jpg


 

Два старика (старухи?) едящие из одной посуды.1820-1823гг.

Смешанная техника, холст. Переведена с облицовки стены.

Размеры: 49,3-83,4 см.

Подарена в 1881г.

P00762.jpg

Два монаха( старика).1820-1823гг.

Смешанная техника, холст.Перенесена с облицовки стены.

Размеры: 142,5-65,6 см.

Подарена в 1881 г.

P00759.jpg

Политики.1821-1823гг.

Смешанная техника, холст. Переведено с стенного покрытия.

Размеры:126-66 см.

Подарена в 1881г.

P00766.jpg


 

Прогулка инквизиции.1821-1823гг.

Смешанная техника, холст. Переведена с облицовки стены.

Размеры: 127-266 см.

Подарена в 1881г.

P00755.jpg

Фантастическое видение (Asmodeus)1821-1823.

Смешанная техника, холст.Переведена с дерева.

Размеры:127-263 cм.

Подарена в 1881г.

P00756.jpg

 

Судьбы (Atropos).1821-1823гг.

Смешанная техника, холст. Переведено с облицовки стены.

Размеры: 123-266 см.

Подарена в 1881г.

P00757.jpg

 

Бычьи пастухи.1821-1823гг.

Смешанная техника, холст.Переведена с облицовки стены.

Размеры: 125-261 см.

Подарена в 1881г.

P00758.jpg

 

Две смеющиеся женщины.1821-1823гг.

Смешанная техника, холст. Переведена с облицовки стены.

Размеры: 125-66 см.

Подарена в 1881г.

P00765.jpg

 

Собака.1821-1823гг.

Смешанная техника,холст. Переведена с стенного покрытия.

Размеры: 131-79 см.

Подарена в 1881 г. бароном Émile d'Erlanger

P00767.jpg

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024