Искусство. Национальные школы живописи.
Понедельник, 25.11.2024, 14:13
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная веласкесРегистрацияВход
Меню сайта

 

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС

Крестьяне за едой.Около 1617 г.

Холст, масло.

Размеры: 96-112 см.

В коллекциях музея с 1908 г.

Инв.№3820

120.jpg

Голоса воображаемого музея Андре Мальро. Москва. ГМИИ имени А.С.Пушкина.Декабрь 2016 года.

Вероятно, именно эта картина Веласкеса в 1795 году упоминалась в каталоге коллекции ОКроли (Кадис). Отсюда она попала в Англию, ее привез туда или сам ОКроли или в 1809 году по поручению В.Бьюкенена купил в Испании Д.А.Уэллис вместе с шестью другими жанровыми картинами кисти Веласкеса. В своих восп. Бьюкенен в связи с этими картинами отмечает, что на них фигурируют поясные изображения людей и интерьеры и что позже все эти картины попали в различные частные собрания в Англии. Достоверно известно лишь, что в 1897 году будапештская картина уже находилась в доме А.Сандерсена в Шотландии, где, по свидетельству статьи в ,,The Art Journal", знакомящей с этой коллекцией, были еще четыре полотна, приписываемые кисти Веласкеса. В 1908 году картину приобрел в Лондоне, в аукц. зале Кристи Р.Ленгтон Дуглас. Музей купил ее у последнего в том же году. До наших дней сохранился целый ряд жанровых картин 17-18-летнего Веласкеса, обычно с поясным изображением людей и со множеством элементов натюрморта. Все они оказались вывезенными из Испании. Большинство их попало в Англию, в том числе и, пожалуй, самое выдающееся произведение этой серии- ,,Водонос". Одним из значительных ранних бодегонес молодого Веласкеса является и будапештская картина. Вероятно она написана около 1617 года, во время ученичества в мастерской Франческо Пачеко, т.е. еще до создания ,,Старой женщины, жарящей яичницу", попавшей в Нац. галерею в Эдинбурге. Эта реалистически запечатленная бытовая сценка из жизни народа: еда за простым столом, очевидно, в бодеге (так по-испански наз. харчевню, отсюда и название жанровых зарисовок- бодегонес). Стиль Веласкеса, многообразие колористических решений особенно яркое выражение находит в изображении волос и лица молодой женщины и в лаконичности натюрморта. На картине нет гротескных или смешных персонажей, как на многих других произведениях, приписываемых кисти Веласкеса. Внимательный взгляд девушки, наливающей вино, уже предвещает стиль будущих мастерски выполненных живописных портретов художника. Ее залитое светом лицо, изображенное в резком ракурсе, светлый платок, пушистые тонкие прядки волос надо лбом- самые удачные детали этой жанровой картины. Франческо Пачеко, тесть и учитель Веласкеса, в своей работе ,,Arte de la pintura"(Искусство живописи) пишет, что его зять в молодые годы держал в мастерской крестьянского мальчика-натурщика, с которого писал различные позы и движения. Художник изображал его и плачущим, и смеющимся, в различных сложных позах, маслом и графитом. С него, а также с других натурщиков Веласкесом написано множество этюдов, которые помогали ему в создании реалистических портретов. Ренгеновское исследование будапештского полотна выявило, что правая фигура композиции была многократно переписана, из чего следует, что мы имеем дело с первым, оригинальным вариантом, отражающим попытки художника добиться большего совершенства изображения. Такое пентименто (так в спец.литературе называют детали картин, переписанные, измененные самим автором) видно и на поднятом пальце молодого человека. Несомненно сходство данного персонажа с эрмитажной ,,Мужской головой в прфиль". Этот же молодой человек изображен на парижском, мадридском (собр.Гаррусте) и майнцском (коллекция Киля) вариантах будапештского полотна. На бодегонес Веласкеса и его картинах на религ. темы, написанных в стиле жанровых, часто можно видеть одних и тех же натурщиков. Так, например, старый водонос-корсиканец с известной картины ,,Водонос" (Лондон, Музей Веллингтона) очень похож на левую фигуру будапештского полотна и эрмитажного ,,Завтрака", а также фигурирует на этюдах этих картин. 

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024