Искусство. Национальные школы живописи.
Суббота, 27.04.2024, 00:43
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ян вермеерРегистрацияВход
Меню сайта

 

ЯН ВЕРМЕЕР Делфтский

Любовное письмо.1669-1670 гг.

Холст, масло.

Размеры: 44-38,5 см.

Приобретена в 1893 г.

sk-a-1595.jpeg

Лютня в руках героини картины - элемент важной темы голландской живописи с любовным сюжетом - музицирования. В литературе и живописи XVII века связь между музыкой и любовью - постоянный, даже главный мотив. "Amor docet musicam" ("Любовь учит музыке", "Любовь даёт вдохновение для пения") - известный девиз, почти поговорка того времени. Именно эти составляющие музыки, как символа гармонии и лекарства от страданий любви, отражены в рассматриваемой картине Вермеера, где главная героиня, прервав музицирование, держит в руке долгожданное любовное письмо, принесенное ей служанкой.
Наряду с упомянутыми мотивами смысл картины раскрывается также и во всех "мелочах" интерьера. За героиней мы видим ковер с растительно-фруктовым орнаментом. Это общая для всего мирового искусства символика плодородия. Внизу у порога мы видим женские домашние туфли и метлу. Такие туфли без задников - pantoffel (шлепанцы) Е. де Йонг - один из главных специалистов по символике в голландском искусстве, относит к десяти главным эротическим символам в голландской жанровой живописи XVII века. Метла же (веник, швабра) в любовных сценах является символом простого сожительства, "брака" без свадьбы, по-голландски: over de bezem trouwen (сойтись без женитьбы, буквально: жениться на метле) .
В "Любовном письме" действие воспринимается как стоп-кадр обычной жизни беседующих и жестикулирующих персонажей, без участия зрителя, на которого персонажи не обращают никакого внимания. Зритель выступает скорее как невольный свидетель интимной сцены, подсматривая в замочную скважину за происходящим. Такое ощущение еще более усиливается из-за того, что боковые части картины располагаются как бы на периферии зрения. Подобный приём Вермеер заимствовал у Г. Терборха, использовавшего принцип "замочной скважины".
Тонкий вкус и творческая интуиция помогли художнику в "Любовном письме" правильно выбрать динамичный момент в нейтральном, почти без действия, сюжете, каким является сцена с письмом, дали возможность легко сориентироваться в богатом наследии прошлого и достижениях настоящего.

Служанка с кувшином молока.1657-1658 гг.

Холст, масло.

Размеры: 45,5-41 см.

Приобретена в 1908 г.

Инв.№SK-A-2344

sk-a-2344.jpeg

EXHIBITION: Vermeer and the Delft School. March 8–May 27, 2001.The Metropolitan Museum of Art.New York.

Улочка. 1658-1660 гг.

Подписана.

Холст, масло.

Размеры: 54,3-44 см.

Подарена в 1921 г. сэром Генри Детердингом.

Инв.№SK-A-2860

sk-a-2860.jpeg

EXHIBITION: Vermeer and the Delft School. March 8–May 27, 2001.The Metropolitan Museum of Art.New York.

"Улочка", змечательный по силе чувства пейзаж интимного характера, представляет необычный для голландской ландшафтной живописи мотив: искусно выбранный композиционный кадр воссоздает уголок города в серый бессолнечный день.

 

Женщина с письмом.Около 1663 г.

Холст, масло.

Размеры: 46,5-39 см.

Принадлежит г.Амстердаму, передана во временное хранение музею в 1885 г.

sk-c-251.jpeg

Беременность "Дамы в голубом..." свидетельствует о пройденном ею обывательском (в хорошем смысле этого слова) пути от помолвки до законного брака, освященного церковью (будущее материнство еще больше поэтизирует ее состояние). Незыблемыми столпами бюргерского уклада жизни считались семейный очаг, верная жена, многочисленное потомство, бережливое ведение хозяйства и патриотизм - географическая карта провинции Южная Голландия, где в городе Делфте Вермеер работал всю жизнь, с достоверной вероятностью символизирует понятия "Родина" и "Отечество". Идеалом "кодекса" чести всего голландского общества была аmor patriae - любовь к Родине.
Общественное признание к живописному наследию Яна Вермеера пришло лишь в середине XIX века. В настоящее время известно тридцать пять работ художника. Картина "Дама в голубом, читающая письмо", побывав на семи аукционах 1712-1825 годов, оказалась в Англии у знатока голландского искусства Джона Смита. В 1839 году она была куплена у него Адрианом ван дер Хопом (1778-1854), меценатом и собирателем картин голландской живописи XVII века, и завещана им впоследствии, как и вся коллекция, государству.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024