EDOUARD MANET (1832-1883) ЭДУАРД МАНЕ
Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата. Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848 года новоиспеченный юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро. Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он кончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь. В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. Следствия этого проявились очень быстро. Новую его картину «Завтрак на траве». К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Многие считали его каким-то исчадием ада — между тем как это был воспитанный человек с безукоризненными манерами. Выставленные в Салоне картины Мане продолжали подвергаться нападкам критики, а его персональную выставку, организованную в рамках Всемирной парижской выставки 1867 года, попросту освистали. В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма. Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта. После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже. Мане поддерживал импрессионистов, однако никогда не выставлялся вместе с ними, считая, что битва за современное искусство должна разворачиваться только в рамках официального Салона. Впрочем, это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто импрессионистические приемы письма. В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени. В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой, вследствие поражения головного мозга, нарушается координация движений. Чуть позже он уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти годы к художнику пришло долгожданное признание. В 1881 году он получил медаль Салона, а чуть позже был награжден орденом Почетного легиона. Весной 1883 года Мане ампутировали левую ногу. Операция прошла неудачно, и вскоре Мане скончался. Произошло это 30 апреля, как раз накануне открытия очередного Салона.
Работы художника
- музей орсе париж
- музей изобразительных искусств лиона
- лувр париж
- музей изящных искусств дижон
- музей кальве авиньон
- музей мармоттан моне, париж
- парижский музей изящных искусств petit palais
- музей изобразительных искусств нанси
- штеделевский художественный институт
- берлинская картинная галерея
- дрезденская картинная галерея
- новая пинакотека мюнхен
- государственный художественный музей карлсруэ
- государственная галерея штутгарт
- гамбургский кунстхалле
- музей вальрафа-рихарца кёльн
- национальная галерея лондон
- институт искусства курто лондон
- институт изящных искусств барбера бирмингем
- эшмоловский музей искусства и археологии оксфорд
- галерея тейт
- национальная галерея вашингтон
- метрополитен-музей нью-йорк
- музей гетти лос-анджелес
- бостонский музей изящных искусств
- музей изабеллы стюарт гарднер бостон
- коллекция фрика нью-йорк
- художественный музей филадельфии
- музей гуггенхайма нью-йорк
- чикагский институт искусств
- музей нортона саймона пасадена
- музей изобразительных искусств сан-франциско
- институт искусств миннеаполис
- художественный музей кливленда
- денверский художественный музей
- детройтский институт искусств
- музей изящных искусств хьюстон
- гарвардский художественный музей
- художественный музей уолтерс балтимор
- художественный музей крайслера,вирджиния
- сент-луисский художественный музей,миссури
- художественный музей кимбелл,техас
- институт искусств стерлинга и франсин кларк,массачусетс
- художественный музей принстонского университета,нью-джерси
- музей искусств толедо
- художественный музей школы дизайна род-айленда в провиденсе
XIV(27)