Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 19.04.2024, 00:19
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная франс халсРегистрацияВход
Меню сайта

 

ФРАНС ХАЛС

Евангелист Марк. 1620-е

Холст, масло.

Размеры:68,5-52,5 см.

Дар в 2013 г. Алишера Бурхановича Усманова.Ранее в лондонской галерее Джонни ван Хафтена.

Инв.№Ж-4783

Изображение четырех евангелистов не было типичным для харлемского мастера, но в то же время не было случайным. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). С другой стороны, изображения евангелистов были также достаточно популярны и в среде протестантов, которые воспринимали их как персонификацию Слова Божьего; в морально-назидательных целях такие изображения могли украшать комнату или библиотеку. Известно, что во второй половине XVIII века картина находилась в нескольких частных собраниях в Голландии. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. В 1959 году две другие картины цикла - «Св. Лука» и «Св. Матфей» - были обнаружены в фондах в Одесского музея западного и восточного искусства сотрудником Государственного Эрмитажа Ириной Владимировной Линник. На основании тщательного стилистического анализа и изучения сведений из архивов Эрмитажа, аукционных каталогов XVIII века исследователь доказала, что изображения евангелистов являются работами не анонимного русского художника XIX века, как было записано в музейной документации, а творениями великого голландского живописца XVII столетия. Установление принадлежности этих картин кисти Халса можно отнести к самым выдающимся достижениям науки об искусстве XX столетия. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. А.С. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Западноевропейская живопись VI - XVIII веков из музеев Украины». Две другие картины из этого цикла считались утраченными до 1972 года, когда немецкий искусствовед, автор монографии о творчестве Франса Халса, доктор Клаус Гримм опубликовал приобретенный незадолго до того и отреставрированный холст «Евангелист Марк», который совпадал по размерам и стилю исполнения с работами из Одессы. Наконец, в 1997 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне была выставлена четвертая недостающая картина из этой серии – «Св. Иоанн Евангелист», – которая была куплена для музея Пола Гетти в Малибу (Калифорния, США). История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. На холсте был представлен пожилой мужчина с бородой, одетый по моде середины XVII века в темный костюм с белым отложным воротником и широкими манжетами. Доктор Клаус Гримм, обнаружив неоспоримое сходство манеры изображения головы и рук данного персонажа с опубликованными к тому времени картинами из Одессы, сделал химический анализ красочных пигментов. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты, использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Однако анализ пигментов с изображения воротника и манжет показал, что их начали использовать лишь в XIX веке. Разными оказались и связующие компоненты: в одном случае это было льняное масло, в другом – яичный желток. Проведенная реставрация показала, что костюм, соответствующий моде 1640-х годов, написан поверх грубого плаща, а слева открылось изображение головы льва – атрибута евангелиста Марка. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Картина «Евангелист Марк», созданная мастером во второй половине 1620-х годов, была возвращена миру совместными усилиями опытных экспертов-искусствоведов и реставраторов. Она демонстрирует неповторимую манеру исполнения, которая в сочетании с подчеркнуто грубоватым реализмом изображения евангелиста Марка очень характерна для лучших произведений художника второй половины 1620-х годов.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024