ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ
Лукреция. 1535 г.
Холст, масло. Переведена с дерева.
Из собрания М.П.Фабрициуса.
Самый значительный и ценный экспонат зарубежного собрания [Нижегородского музея]... Известно, что Лукрецию Кранах изображал особенно часто между 1532 и 1537 годами. Обращение выдающегося мастера немецкого Возрождения к этому сюжету не случайно: античная легенда соответствовала духовным устремлениям передовых людей эпохи Ренессанса, отвечала идейной направленности гуманистического искусства. Виртуозно владея линией, Кранах почти без светотеневой моделировки передаёт черты лица. С поразительной тонкостью пишет он драгоценные украшения, плавными, мягкими, текучими линиями очерчивает контуры фигуры, плечи и руки, достигая ритмической стройности и мелодичности рисунка. Чистые краски картины сияют на глубоком нейтральном фоне, как драгоценная эмаль. Художник не только убедительно передает фактуру изображённых материалов. Он достигает красивого декоративного эффекта сочетанием контрастных цветов — зеленого и красного, отношение которых используется в их локальной чистоте, почти без полутонов и переходов. И если критерием принадлежности поздних работ Л.Кранаха самому мастеру, а не ученикам является не подпись, а только более высокое по сравнению с их работами качество исполнения его произведений, то следует признать, что «Лукреция» входит в их число.