Дученто
Треченто
Школа Флоренции теснейшим образом связан с традициями Джотто.Его прямыми учениками и помощниками были ведущие флорентийские живописцы первой половины века - Мазо ди Банко(упом.в 1341-1350) и Таддео Гадди(упом. с1327,ум.в 1366г.)Светские интонации работ Таддео и их повествовательность соответствовали весьма существенным для живописи треченто устремлениям, и потому Таддео Гадди в большей мере, чем Джотто, стал образцом для флорентийских джоттесков второй половины века.
Кватроченто
Творчество Мазаччо и Мазолино представляет первый этап флорентийской живописи раннего Возрождения. Вторая треть 15 века знаменует новый период ее развития.Каждый из работавших в это время мастеров испытал в той или иной степени воздействие Мазаччо.Вместе с тем они далеко не всегда последовательны и энергичны в воплощении новых художественных идей, иногда идут более компромиссным, чем Мазаччо, путем,отталкиваются от иных традиций, в том числе и от наследия поздней готики.И в то же время процесс становления ренессансных принципов в живописи Флоренции 30-х- середины 60-х годов отличает особая интенсивность поисков, свежесть и многообразие эстетических открытий.Каждый из художников, работавших в эти годы, как бы заново открывает мир, обретает в нем неповторимые ценности.Общее мироощущение эпохи находит у них столь различное выражение, раскрывается в таких разных аспектах, что живопись этого времени отличает не столько стилистическое единство, сколько параллельное развитие ярких и разнородных тенденций.Своеобразный путь становления нового при сохранении тесных связей со старыми традициями демонстрирует творчество -фра Анджелико(1387-1400гг.,ум.в1455г.).Лирически-созерцательное начало роднит фра Анджелико с его младшим современником -фра Филиппо Липпи(ок.1406-1469).Видное место в флорентийской живописи этого времени принадлежит Доменико Венециано(ок.1410-1461). Особое место среди мастеров поколения Мазаччо занимает Паоло Дони, прозванный Уччелло(1397-1475). Ученик фра Анджелико,Беноццо Гоццоли (ок.1420-1497)принадлежит ко второму поколению флорентийских живописцев 15 века, также как и Андреа дель Кастаньо(ок.1419-1457). Пьеро делла Франческо(ок.1410/15-1492), ученик Доменико Венециано, сформировался в тесном контакте с передовыми завоеваниями искусства и эстетической мысли Флоренции, поэтому я тоже отношу его к флорентийской школе. Флорентийская живопись последней трети 15 века тесно связана с традициями, определявшими ее развитие со времен Мазаччо.Вместе с тем характер ее основных устремлений существенно меняется.Она сохраняет свой исследовательский дух, но изучение перспективы, пропорций отходит теперь на второй план, в то время как огромное значение приобретает изучение натуры, анатомическая штудия, изучение спокойно стоящей и движущейся, обнаженной и одетой человеческой фигуры. Одним из основоположником живописи позднего кватроченто является Антонио Поллайоло(ок.1431/33-1498),именно он стал основоположником нового типа мифологической композиции. Наряду с мастерской братьев Поллайоло огромную роль в художественной жизни Флоренции играла боттега Андреа дель Верроккио(1435-1488),но подлинным выразителем закатной поры флорентийского раннего Возрождения, ее сложности и неповторимого очарования стал Сандро Боттичелли (1446-1510).
- доменико венециано
- филиппино липпи
- леонардо да винчи
- лоренцо монако
- фра анджелико
- гирландайо
- боттичелли
- пьеро ди козимо
- верроккьо андреа
- антонио поллайоло
- пьеро делла франческа
- фра филиппо липпи
- беноццо гоццоли
- уччелло
- мазолино
- мазаччо
- андреа дель кастаньо
- пезеллино
Ведущее место в флорентийской живописи последней трети 15 века принадлежало станковой картине.Вместе с тем это было и время интенсивного развития монументальной живописи.Последняя уже не является, как ранее,главной ареной новых исканий и потому более традиционна.Именно таково творчество ведущего флорентийского монументалиста Флоренции этого времени Доменико ди Томмазо Бигорди, прозванного Гирландайо(1449-1494). Черты уходящей в прошлое эпохи проступают в творчестве младших современников Боттичелли - Филиппино Липпи (1457-1504)и Пьетро ди Козимо(1462-1521), которые принадлежали к последнему поколению кватрочентистов, работавших уже рядом с мастерами Высокого Возрождения. Начальный период творчества Леонардо да Винчи(1452-1519) связан с флорентийской школой. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо. Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества, затем уезжает в Милан,из которого вернется почти через 20 лет(1500гМилан захвачен французами.)
Чинквеченто
С 1490 года Во Флоренции поговаривают об исключительном даровании юного Микеланджело Буонарроти(1475-1564) Искусство он воспринимает неоплатонически, как НЕИСТОВСТВО души.Но источником вдохновения для него , в отличии от Леонардо,служит не природа, а культура -как история человеческой духовности, борьбы за спасение души.Живопись Фра Бартоломео(1475-1517) не отличается большой проблематичностью, может считаться одной из основ флорентийского маньеризма.Неразрывно связано с искусством Высокого Возрождения Флоренции имя Андреа дель Сарто(1486-1531)- блестящего рисовальщика, тонкого колориста, создателя монументальных фресок и глубоких ,психологических портретов.