Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 12:12
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная тречентоРегистрацияВход
Меню сайта

 

  ТРЕЧЕНТО в Италии  

Треченто (итал. trecento, буквально - триста), принятое в итальянском языке наименование 14 века. В филологии и искусствознании термином "треченто" обозначают итальянскую культуру 14 в., ознаменованную интенсивным развитием предпосылок для Возрождения. В литературе треченто произошёл решительный поворот к философии гуманизма и народному языку (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо). Художники позднего дученто и начала треченто еще далеки от изучения окружающей действительности во всем ее разнообразии и конкретности. Они выражают свое представление о ней суммарно,обозначая ее приметы немногими постоянными признаками,нередко заимствованными из репертуара византийского искусства -скалистыми горками, условными деревьями, кивориями ,башенками и т.п. Столь же суммарно трактуется и облик героев.Правда, иногда архитектурные мотивы навеяны реальными постройками,облик которых воспроизведен столь точно,что это указывает на существование натурных зарисовок.Но в целом характер восприятия действительности еще не породил потребности в развитой практике натурной штудии.По-видимому,некоторое распространение мог получить только подготовительный композиционный рисунок,так как именно в этот период традиционная для итальянской средневековой живописи техника росписи по сухой штукатурке уступила место технике al fresco (по сырой штукатурке),требовавшей и особой быстроты выполнения,а потому и подготовительной графической работы. Однако при всех связях со средневековыми традициями живопись этого времени пронизана пафосом утверждения новых ценностей.Она обращена к человеку:традиционные персонажи религиозных легенд не только очеловечиваются ,но и воплощают новые представления о значительности,нравственном величии личности.Окружающий их мир наделяется такими существеннейшими свойствами реальности,как материальная вещественность,объем.пространственная глубина.Поэтому поиски определенной системы передачи на плоскости объема и трехмерного пространства играют теперь в живописи огромную роль. Основные тенденции живописи треченто определились в первой половине века в противостоянии двух ведущих школ- флорентийской и сиенской. Школа Флоренции теснейшим образом связана с традициями Джотто.Напомним,что Джотто умер в 1337 году,а его росписи в Санта Кроче относятся к концу 10-х -первой половине 20-х годов,то есть к моменту формирования художественной культуры треченто. Вместе с тем,в живописи треченто находят широкое развитие изобразительные принципы,выходящие за пределы джоттовских традиций,а иногда и противостоящие им.Они имеют самые разнообразные источники,и оценка их не может быть однозначной. С одной стороны,можно говорить о развитии новых тенденций,весьма плодотворных для становления Возрождения,с другой - о появлении течений ,развивающихся в общем русле западноевропейской готики и подготовивших почву для той волны поздней ,так называемой интернациональной готики,которая захватила итальянскую живопись в 90-Х годах 14 века.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024