АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ АНТРОПОВ ?
Портрет великого князя Павла Петровича (1754 -1801) в детстве с ружьем. Начало 1760-х.
Масло, холст.
Размеры:
Портрет написан в середине XVIII века неизвестным художником, предположительно Алексеем Петровичем Антроповым. Будущий император Павел I в детстве воспитывался вместе с князем Алексеем Борисовичем Куракиным, которому эта картина была передана впоследствии. Она являлась гордостью его собрания и два раза предоставлялась его потомками на масштабные выставки, проходившие в 1869 и 1905 годах в Петербурге. Портрет привлекателен забавной серьезностью одетого в мундир мальчика семи – восьми лет, красочно и жизнерадостно запечатленного художником. Павел Петрович представлен в форме сержанта гренадерской роты лейб-гвардии Измайловского полка, одного из самых привилегированных в русской армии. На нем темно-зеленый кафтан с золотым галуном по вороту и обшлагам, красный камзол с золочеными пуговицами. Через плечи перекинуты широкие перевязи к патронной сумке и походному снаряжению. У пояса – сабля, в правой руке – ружье. На голове – парик с косичкой, завязанной бантом, и гренадерская шапка с пышным плюмажем из страусовых перьев. На ногах белые гетры с золочеными пуговицами и черные штиблеты. После создания Петром I регулярной армии и флота, сыновей дворян с малолетства «записывали в службу», и к совершеннолетию они уже имели офицерские звания. С трех лет так же воспитывался и великий князь Павел Петрович, с детства пристрастившийся к военным играм, оружию, форме. В ранние годы, по словам современников, он был романтически настроенным мальчиком с добрым и открытым характером и, пожалуй, наш портрет подтверждает это. Имя его создателя неизвестно. Вероятно, это был русский художник, соединивший в своей манере приемы старинного русского письма ХVII века и европейской живописи. От иконы и парсуны идет понимание колористического построения картины с большими яркими локальными цветовыми пятнами темно-зеленого, белого, голубого и киновари, некоторая жесткость контуров, неподвижность торжественно стоящей фигуры, написанной с нарушениями анатомии, и тщательная проработка деталей. Попытка объемной передачи форм, построения перспективы, динамичный разворот фигуры в три четверти влево и жест правой руки с отставленным ружьем, а также, данный в сложной разработке цветовых тонов пейзажный фон, выдают заимствования у иностранцев.