Искусство. Национальные школы живописи.
Понедельник, 20.09.2021, 23:54
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная алексей антроповРегистрацияВход
Меню сайта

 

русский музей

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ АНТРОПОВ

Портрет статс-дамы, графини М.А.Румянцевой . 1764 г.

Подписан и датирован.

Холст, масло.

Размеры: 62,5-48 см.

Пост.: 1902 от графа Д.И.Толстого (Санкт-Петербург)

Инв.№Ж-4920

 

 Мария Андреевна Румянцева (урожденная графиня Матвеева;1698-1788) - жена А.И.Румянцева (с 1720), в 1744 получившего графский титул. Статс -дама императрицы Елизаветы Петровны (1744), обер-гофмейстерина (1776), кавалерственная дама ордена св.Екатерины Большого креста (1775). Мать полководца графа П.А.Румянцева-Задунайского.

Портрет графини А.К. Воронцовой . 1763г.

Подписан и датирован.

Холст, масло.

Размеры: 81,5 - 65 см

Пост.:1931 из Шереметевского дома-музея (Ленинград)

Инв.№Ж-4919

Анна Карловна Воронцова, урожденная Скавронская (1722-1775) — графиня, жена канцлера графа М. И. Воронцова. С 1742 года — статс-дама императрицы Елизаветы Петровны, с 1760 года — обер-гофмейстерина. Изображена в орденском платье кавалерственной дамы ордена святой Екатерины Большого креста.

Портрет Петра I. 1770 г.

Подписан и датирован.

Холст, масло.

Размеры: 268-159 см.

Пост.: 1918 из Синода (Петроград)

Инв.№Ж-25

Петр I (1672-1725) - русский царь (с 1682), первый российский император (с 1721). Младший сын царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны (урожденной Нарышкиной).

Портрет казацкого атамана Ф.И.Краснощекова. 1761 г.

Подписан и датирован.

Холст, масло.

Размеры:61-48,5 см.

Пост.:1932 из Гатчинского дворца-музея.

Инв.№Ж-4917

Походный атаман бригадир Федор Иванович Краснощеков особенно отличился во время Семилетней войны с Пруссией. 1761 году он приехал в Петербург, где задержался на какое-то время. Тогда и был написан его портрет. Атаман стал свидетелем ступления на престол Петра III, который незамедлительно заключил мир с прусским королем Фридрихом II, в результате чего Россия, одним росчерком царственного пера лишилась всех своих добытых ценой тяжких потерь преимуществ. Естественно, Ф. И. Краснощеков участник боевых действий против Пруссии, полностью принял сторону Екатерины II во время дворцового переворота 1762 года и был приглашен на коронационные торжества в Москву, по окончании которых ему была по высочайшему повелению вручена сабля «при грамоте государевой о его в нынешней войне ревностной службе». Полный энергии и жизненной силы, Ф.И.Краснощеков изображен в манере, характерной для украинских портретов XVIII столетия, что неудивительно, так как Антропов провел в Малороссии несколько лет и, безусловно, был знаком со своеобразным искусством местных портретистов. Форма головы проста, обобщена и сильно очерчена линией. Антропов дает волю своему богатому декоративному чувству и покрывает одежду атамана великолепным узором. Чистые краски горят на алом кафтане, оттененные золотыми разводами. Не смущаясь пестротой, художник тут же изображает глубокую васильковую синеву орденской ленты. В результате он достигает несколько грубоватого, но мощного колорита, в чем сказалось наследие древнерусской иконописи. В то же время, при всем схематизме изображения, перед нами живой человек — стареющий и несколько обрюзгший. На груди у атамана, на синей ленте, портрет императрицы Елизаветы Петровны, обрамленный алмазами. Этот портрет, за верную службу был ему подарен в 1742г. Цветовая гамма звучная, декоративная. Орнаментальность форм, тщательное выписывание деталей, присущие работам Антропова, идут от парсуны предшествующего столетия, но реалистическое восприятие натуры, тонкая наблюдательность, достоверная передача характеров — это новое в русском искусстве. Заказной портрет атамана, несомненно, писался с натуры. Художник воссоздает такие черты облика, которые можно зафиксировать только при непосредственном наблюдении: складку на лбу, морщины под глазами, гладкий двойной подбородок.

Портрет архиепископа С.Кулябки .1760 г.

Подписан и датирован.

Холст, масло.

Размеры: 102 - 77,5 cм

Пост.: 1922 из Александро-Невской лавры (Петроград)

Инв.№Ж-4916

Грузный и одутловатый Сильвестр Кулябка изображен в полном епископском облачении: в фелони, клобуке, с посохом и панагией. На темном фоне — родовой герб Кулябок. Преосвященный Сильвестр (в миру Симеон Петрович Кулябка) родился в городе Лубны Полтавской губернии, в семье бунчукового товарища. В 1726 году он окончил курс Киевской Духовной академии; в марте 1727 года принял монашество и поступил в число братии Киевского Межигорского монастыря. Вскоре отца Сильвестра определили на службу в Киевскую академию, где до 1745 года исполнял должности преподавателя, префекта и ректора. В 1744 году он был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения, где показал себя как выдающийся проповедник и был оставлен до получения нового назначения. 10 ноября 1745 года состоялась его епископская хиротония с назначением на Костромскую кафедру. Костромской епархией владыка Сильвестр управлял пять лет - до 27 июля 1750 года. Преосвященному довелось много потрудиться для благоустройства новой епархии; особенно он заботился об открытой при Ипатьевском монастыре в 1747 году духовной школе, которая вскоре была преобразована в Костромскую Духовную семинарию. Последние десять лет своей жизни, до апреля 1761 года, владыка Сильвестр в сане архиепископа управлял Санкт-Петербургской епархией.

Портрет неизвестного в черном кафтане.1780-е

Подписан и датирован

Холст, масло.

Размеры: 60.5 - 46,5 см.

Пост. : 1926 из ГМФ (Ленинград)

Инв.№Ж-19

Портрет архиепископа Гавриила Петрова . 1774 г.

Подписан и датирован.

Холст, масло.

Размеры: 106 - 84 cм.

Пост.:1922 из Александро-Невской лавры (Петроград).

Инв.№Ж-22

Митрополит Гавриил (в миру Петр Петрович Петров) родился 18 мая 1730 г. в Москве в семье синодального иподиакона, ставшего впоследствии священником. В 1753 г. П.П.Петров окончил Московскую славяно-греко-латинскую Духовную Академию, после чего в 1754 г. назначен справщиком (корректором) Московской Синодальной типографии, в 1757 г.- учителем Славяно-греко-латинской Духовной Академии, в 1758 г.- учителем риторики Лаврской Троицкой Духовной Семинарии. 28 июня 1758 г. П. П. Петров стал монахом Гавриилом и вскоре - иеродиаконом и иеромонахом. Осенью 1758 г. иеромонах Гавриил был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Троицкой Духовной Семинарии и наместником Троице-Сергиевой Лавры. 8 августа 1761 г. архимандрит Гавриил назначен ректором Московской Славяно-греко-латинской Духовной Академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря. 6 декабря 1763 г. архимандрит Гавриил возведен в сан епископа Тверского. В 1765 г. епископ Гавриил назначен членом комиссии по составлению проекта Устава Нового Уложения, 27 сентября 1769 г.- членом Святейшего Синода. 2 сентября 1770 г. Преосвященный Гавриил стал архиепископом С.-Петербургским и Ревельским и священноархимандритом Александро-Невской Лавры, 1 января 1775 г.- архиепископом Новгородским и С.-Петербургским, 22 сентября 1783 г.- митрополитом, с 21 октября 1783 г. -действительным членом Российской Академии. 16 декабря 1799 г. Высокопреосвященный Гавриил назначен митрополитом Новгородским и Олонецким. С 20 декабря 1800 г. митрополит Гавриил пребывал на покое, проживая до своей кончины в Новгородском Архиерейском Доме. Митрополит Гавриил в разное время получил высокие церковные и гражданские награды. Начиная с конца 1776 г. митрополит Гавриил принимал активное участие в жизни и деятельности отечественной Академии наук, занимая некоторое время (неофициально) даже посты вице-президента и президента Академии наук. По поручению Академии наук митрополит Гавриил являлся председателем ученой комиссии по составлению словаря русского языка. Кроме того, митрополит Гавриил известен еще и как крупный ученыйй богослов, философ, церковный историк, археолог, филолог и "Открыватель памятников древней русской письменности. Почетным членом Академии Наук избран 29 декабря 1776 г.

Портрет  Петра III. 1762 г.

Подписан и датирован.

Холст, масло.

Размеры: 242-174,5 см.

Пост.: 1918 из Синода (Петроград)

Инв.№Ж-4918

ПЕТР III Федорович (1728-62), российский император (с 1761), немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и Анны Петровны, внук Петра I. С 1742 в России. В 1761 заключил мир с Пруссией, что свело на нет результаты побед русских войск в Семилетней войне. Ввел в армии немецкие порядки. Свергнут в результате переворота, организованного его женой Екатериной, убит. Даже в работах, сохранивших характерные черты парадного портрета, Антропов не изменял жизненной правде. Пример тому — большой «Портрет императора Петра III» выполненный художником для Сената. Написанный в традициях репрезентативного портрета с соответствующей атрибутикой (пышная драпировка, колонна, небрежно наброшенная на трон мантия, корона, скипетр, держава и т. д.), портрет императора не только далек от идеализации, но отмечен предельным сходством с моделью. Внешность Петра III, тщедушного, нескладного, с пустым самодовольным взглядом, явно контрастирует с величественным окружением, ни в коей мере ему не соответствуя.

Портрет Екатерины II.1766 г.

Копия-вариант портрета работы С.Торелли.

Подписан и датирован.

Холст, масло.

Размеры:241-176 см.

Пост. : 1918 из Синода (Петроград).

Инв.№Ж-5489

Портрет великого князя Петра Федоровича.1753 г.

Иконографический тип Г.-К.Гроота.

Подписан и датирован.

Холст, масло.

Размеры:88-68 см.

Пост. : 1905 от В.Б.Хвощинского (Санкт-Петербург)

Инв.№Ж-5436, парный к Ж-5435 

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны.1753 г.

Иконографический тип Г.-К.Гроота.

Подписан и датирован.

Холст, масло.

Размеры:87,5-66 см.

Пост.:1905 от В.Б.Хвощинского (Санкт-Петербург)

Инв.№Ж-5435, парный к Ж-5436

Портрет Петра III.Около 1762 г.

Холст, масло.

Размеры:263-205 см.

Пост.: 1930 из ГЭ; ранее-Романовская галерея Зимнего дворца.

Инв.№Ж-5822

Портрет князя А.М.Голицына.1766 г.

Копия портрета работы В.Эриксена (1764;ГТГ)

Подписан и датирован.

Холст, масло.

Размеры:62,5-49,5 см.

Пост.: 1913 от Б.А.Зак

Инв.№Ж-4921

Портрет цесаревны Анны Петровны.1772 г.

Иконографический тип Л.Каравака.

Подписан  датирован.

Холст, масло.

Размеры:53-43 см.

Пост.: в 1911 из ИЭ

Инв.№Ж-18

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2021