Отдых на пути в Египет.1627-1632 гг.
Холст, масло.
Размеры:134,7-144,8 см.
Пост. из замка Шлейсхейм.
Инв.№555
Антонис ван Дейк выполнил эту работу для своего брата Теодора, каноника церкви Св. Михаила в Антверпене, в собрании которой она числилась до 1668г. Тип композиции и деликатное использование красок обнаруживают влияние венецианской живописи и, в частности, Тициана. Серьезное влияние Рубенса просматривается в мягкой пластике тел и колорите кожи. Утонченный талант Ван Дейка - портретиста проявляется и в нежной позе младенца, спящего на груди матери. Высшая прелесть, отраженная в ее лице, и положении рук говорят о соединяющей их нежной любви. Художник строит полотно из двух прямоугольных треугольников, один из которых полностью занят фигурами Иосифа, Марии и Иисуса, а второй- пейзажем. Тема отдыха на пути в Египет стала периодически разрабатываться только в начале XVI в., ее постепенно ,,очищали" от чудесных и почти фантастических деталей, передаваемых в апокрифических Евангелиях, чтобы расцветить рассказ. Ван Дейк изображает не Святое семейство, а современных ему людей, помещенных в типичную среду, в которой священные персонажи очеловечены и близки сердцу зрителя. В типичном для барокко стиле выбрана и цветовая гамма: небо, ярко- синий и красный цвета одежды Девы Марии, невинная белизна кожи младенца.
Оплакивание Христа.1634 г.
Дерево, масло.
Размеры: 108,7-149,3 см.
Пост. из галереи Дюссельдорфа.
Инв.№606
Выполненная в Антверпене, куда он вернулся из Лондона на короткое время, эта картина является одним из самых ярких шедевров всего творческого наследия художника. Богоматерь поддерживает под руки своего Сына, подняв к небу глаза; показанная в минуты мучительной боли, кажется, она принимает сочувствие ангелов, укрепленная пониманием значения той жертвы, которую Иисус приносит человечеству. Действительно, художник изображает своего рода двойственность: с одной стороны, скорбь перед лицом смерти, а с другой- утешение от сознания спасения в будущем. Такая же двойственность чувствуется и в форме: с одной стороны, сцена объединена внутри достаточно строгой пирамидальной схемой, а с другой- кажется, что все уравновешивающие факторы, и атмосферные и психологические, вот-вот рухнут. Доминирует глубокий синий цвет, свет на персонажах довольно резкий и передает ощущение драматичности движения. Пейзаж на заднем плане раздвигается, пока хватает взгляда, таким же образом ,,простирается" и тело Спасителя, беззащитное, обернутое светлой тканью. Драма захватывает и херувимов, и маленького ангелочка, который плачет, спрятавшись за ними. Несмотря на то ,что ван Дейк близок к Тициану по построению пространства и использованию цвета, он все же превосходит итальянского мастера, выстраивая сценографическую композицию, вовлекающую зрителя в горестное повествование о принесенной за человечество жертве.
Портрет художника Теодора Ромбоутса.
Дерево, масло.
Размеры:122,9-90,8 см.
Инв.№603
Жена художника Теодора Ромбаутса со своей дочерью(?).Около 1632 г.
Дерево, масло.
Размеры:122,8-90,7 см.
Приобрет. курфюрстом Максом Иммануилом у Гисберта ван Колена в 1698 г.
Инв.№599
Портрет художника Питера Снайерса.
Дерево, масло.
Размеры:28,7-20,9 см.
Инв.№592
Автопортрет.
Холст, масло.
Размеры:81,5-69,5 см.
Инв.№405
Сусанна и старцы. 1621-1622 гг.
Холст, масло.
Размеры:194-144 см.
Инв.№595
Мученичество святого Себастьяна.
Холст, масло.
Размеры:199,9-150,6 см.
Инв.№607
Мужской портрет.
Холст, масло.
Размеры:211,5-137,5 см.
Инв.№995
Портрет органиста.
Холст, масло.
Размеры:108,5-88 см.
Инв.№375
Оплакивание Христа.
Холст, масло.
Размеры:203,5-156,5 см.
Инв.№404
Портрет скульптора Георга Петеля.
Холст, масло.
Размеры:73,3-57,2 см.
Инв.№406
Охота на кабана.1618-1620 гг.
Холст, масло.
Размеры:202,6-302 см.
Инв.№311
EXPOSICIÓN: El joven Van Dyck Museo Nacional del Prado. Madrid 20/11/2012 - 31/3/2013 |