Супружеская пара в парке.Около 1622 г.
Холст, масло.
Размеры:140-166,5 см.
Приобрет.в 1852 г.
Инв.№SK-A-133
В ХVIIв. в портретах бюргеров, уделявших большое внимание внешнему виду, допускались минимальные вариации цвета;однако, используя только игру черного и несколько оттенков красного, переходящих в коричневато- охристые тона, художнику удается оживить колорит в деталях картины. К этому естественно присоединяются ярко выделяющиеся пятна белого цвета на украшенном кружевами платье супруги.Такой жанр живописи,как портрет молодоженов,высоко ценился и был распространен в среде бюргерства в северных странах,как во Фландрии,так и в Голландии.Долгое время считалось,что моделями для портрета послужил сам Франс Халс и его жена;позднее эта идентификация была подвергнута сомнению,и были предложены имена других персонажей,среди которых богатый согражданин художника Исаак Масса и его жена Беатрикс ван дер Лан,дочь бургомистра Харлема,но точного подтверждения нет.В этом произведении содержится много аллегорий,связанных с супружеской любовью:на картине изображены виноградные гроздья,побеги плюща и репейника,символа мужской верности.В глубине виднеется итальянская вилла с фонтаном и мраморными статуями,здесь наглядно проявляется вкус,который Халс,никогда не посещавший Италию,впитал из окружающей его гуманистической среды.Это полотно пронизано ощущениями счастья и жизнелюбия,которые проявляются в выражении лиц и доверительном характере позы супругов и создаются свободными движениями кисти.
Веселый пьяница.1628-1630 гг.
Холст, масло.
Размеры:81-66,5 см.
Приобретена в 1816 г.
Инв.№SK-A135
Изображение подобных типажей пьяниц, актеров и музыкантов, выполненных в человеческий рост, добродушных и веселых, возможно, в чем-то уступает портретам так называемых ,,утрехтских караваджистов", но форма исполнения и передача жизнерадостности персонажа являются неподражаемой особенностью стиля харлемского художника.Отказавшись от традиционной последовательности, требующей выполнения эскизов и набросков перед тем,как приступить к работе над картиной, Халс сразу же начинал накладывать краски на полотно , его технику можно назвать ,,импрессионистской",и действительно ее внимательно изучали такие франц. художники ХIХ в.,как Курбе и Мане.Вся поверхность картины покрыта сеткой ясно различимых, быстрых и свободных мазков, ритмичных, чередующихся, то длинных, то коротних, которые почти не смешиваются: по движению кисти можно определить,что художник был левшой. Ослепительная колористическая текстура и свободная живописная манера, благодаря которой кисть художника не задерживается на выписывании деталей, а схватывает сиюминутное выражение на лице персонажа,- таковы отличительные особенности этого полотна, являющегося удивительным свидетельством мастерства Франса Халса. Частые, с неровными краями следы от ударов кисти, быстро двигавшейся по холсту, подчиняясь общему замыслу, оживляют все детали; кажется, что губы весельчака шевелятся, он приглашает зрителя выпить с ним и протягивает бокал, в котором плещется золотистое вино.
Мужской портрет.1630-1635 гг.
Холст, масло.
Размеры:79,5-66,5 см.
Подарена в 1885 г.
Инв.№SK-A-1246
Женский портрет. 1635 г.
Холст, масло.
Размеры: 79,5-66,5 см.
В коллекциях с 1885 г.
Инв.№SK-A-1247
Портрет неизвестного мужчины, возможно проповедника.1657-1660 гг.
Дерево, масло.
Размеры:37-29,8 см.
Приобр. в 1916 г.
SK-A-2859
Портрет Maritge Claesdr Vooght.1639 г.
Холст, масло.
Размеры: 148-115 см.
В коллекциях с 1885 г.
Инв.№SK-A-139
Портрет Feyntje Steenkiste.1635 г.
Холст, масло.
Размеры:123-93 см.
В коллекциях музея с 1891 г.
Инв.№SK-A-557
Портрет Лукаса де Клерк.1635 г.
Холст, масло.
Размеры:126,5-93 см.
В коллекциях с 1891 г.
Инв.№SK-C-556
Групповой портрет офицеров стрелковой роты.1637 г.
Холст, масло.
Размеры: 209-429 см.
Принадлежит г.Амстердаму, в музее с 1885 г.
Инв.№SK-C-374
Исторические события XVIIв., борьба за независимость Объединенных провинций от испанского владычества, а также совместная работа по защите городов от наводнений, пожаров и преступников породили у населения Голландии осознанное чувство национальной и гражданской солидарности, что нашло выражение в проявлении различных объединений. Парады, памятные церемонии и банкеты крупных гильдий были событиями в жизни городов, и такие формы объединений составляли основу очень эффективной производственной структуры. При отсутствии родового дворянства зажиточные голландцы приобрели высокое общественное положение, став командирами или председателями крупных корпоративных объединений: престиж требовал заказывать и приобретать групповые портреты, предназначенные для украшения помещений, в которых располагались штабы гильдии. Таким образом появилось и это произведение, начатое Ф.Халсом и законченное Питером Кодде для роты стрелков Амстердама, которой командовал капитан Райнер Реал и лейтенант Корнелис Блаув. Выполненное на несколько лет ранее -Ночного дозора, Рембрандта, это грандиозное полотно является вершиной жанра офиц. группового портрета, в котором каждый персонаж осознанно принимает горделивые позы и торжественное выражение лица для того, чтобы подчеркнуть приобретенный ими высокий социальный статус. |