ЧИНКВЕЧЕНТО в Италии
Чинквеченто (итал. cinquecento — букв. пятьсот, а также 1500-е годы) итальянское название XVI века. Историками искусства и культуры используется для обозначения определённого периода в развитии итальянского искусства Возрождения — периода конца Высокого Возрождения и Позднего Возрождения. В это время работали величайшие мастера Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и Тициан, при жизни прозванные современниками «божественными»; а также Веронезе и Тинторетто, чьё творчество относится к Позднему Возрождению, заключительному периоду в истории итальянского Ренессанса. Шестнадцатый век был веком глубокого драматизма и контрастов не только в области религии, политики. философии и науки. но и в сфере искусства : на основе пересмотра всех ценностей в это время возникают идеи, на которых воздвигается ,,здание,, культуры современной Европы.Представление о чинквеченто как о веке безупречного классического искусства восходит к Джорджо Вазари. Весь 16 в. представлялся Вазари разделенным на два периода, для первого из которых характерно развитие по восходящей линии с кульминацией увенчанной фигурой Микеланджело, для второго -,,упадок,, , представленный художниками которые, не успевая за ,,божественными ,, мастерами, повторяют их манеру и формы.Тот кто подражает искусству, а не природе, по мнению Вазари, являются маньеристами. Эта оценка оказала влияние на позднейших историков искусства, которые в течении долгого времени продолжали усматривать в великих мастерах первой половины 16 в. -глашатаев триумфа классического искусства, а в маньеристах второй половины века- выразителей его упадка и бесплодного метания.Современное искусствознание реабилитировало маньеризм, показав , что искусство независимое от объективной реальности и стремящееся выразить ,,идею,,сложившуюся в сознании художника, является искусством направленным на познание скорее субъекта, чем объекта.Вплоть до 18 в.основной проблемой итальянского искусства станет выбор между идеалами Рафаэля и идеалом Микеланджело. Маньеризм (Mannerism, итал. maniera - стиль, манера), термин, употребительный в теории изобразительного искусства. Стал популярным благодаря художнику и биографу 16 века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве. Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин "Маньеризм" относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. В результате Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг.). О Маньеризме принято говорить начиная с Рафаэля, когда он отказался от предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому Возрождению, и начал работать в более изощрённой манере. Для Маньеризма характерны удлинённость фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета. В ваянии провозвестником Маньеризма был Джамболонья, в искусстве которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм.