Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 17:44
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная веласкесРегистрацияВход
Меню сайта

 

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС

Пряхи.Около 1657 г.

Холст, масло.

Размеры: 220-289 см.

В Прадо с 1819 г.,в королевской коллекции с XVIIIв.,ранее в коллекции дона Педро де Арсе.

Инв.№Р01173

P01173.jpg

Это полотно еще раз подтверждает своебразное отношение художника к мифологии. Как и в картинах раннего периода, мифологический сюжет здесь разворачивается на заднем плане. А сама мастерская изображена в своей повседневной реальности: мотки шерсти, прядильное колесо и кот,примостившийся возле упавших клубков.Мифологич. сцена, взятая из ,,Метаморфоз" Овидия, показана на ковре, висящем в глубине мастерской. Минерва, богиня ремесел и искусства, превращает в паука лидийскую пряху Арахну, которая осмелилась вызвать ее на соревнование, соткав ковер с изображением похищения Европы. Композиция поражает обобщенной простотой. В центре против света помещена фигура пряхи, четко вырисовывающаяся на освещенном солнцем фоне. На заднем плане комната с гобеленом, который рассматривают молодые дамы. Веласкес в очередной раз продемонстрировал непревзойденную свободу своей палитры, смешивая краски прямо на полотне, вибрируя кистью, создавая трепещущие движения тел и переходы мощного освещения. Когда стоишь перед картиной, ощущение ритма работы мастерской, еле заметного колебания воздуха столь реальны, что, кажется,можно услышать жужжание колеса прядильного станка.

Менины.1656 г.

Холст, масло.

Размеры:318-276 см.

Из коллекции Филиппа IV; в Прадо с 1819 г.

Инв.№Р01174

P01174.jpg

Менины, несомненно, является одной из самых знаменитых картин в музее Прадо и подлинным увенчанием творчества Веласкеса. Эта картина- сложная и многоплановая, она разворачивает перед глазами зрителей небольшую зарисовку из жизни королевского двора в атмосфере быта, однако, за этой кажущейся простотой скрывается неразрешимая загадка, рождающая различные толкования того, что же находится вне изображения. В просторном покое королевского дворца, отведенном художнику под мастерскую, перед нами предстает маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин- "менинас": так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей- которые хлопочут вокруг нее. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую- Изабель де Веласко. Слева от нее и слегка выдвинутые на передний план изображены любимые забавы испанского двора: карлица Мария Барбола и карлик-шут Николасито Пертусато, толкающий ногой дремлющую собаку. За доньей Изабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа- дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу. С ней беседует гвардадамас - придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. И, наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец испанского монарха. На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето и зеркало с отражающимися в нем королем и королевой, которые позируют, стоя за пределами картины, перед ней, прямо на месте зрителя. Многочисленные персонажи соединены в продуманную, гармонично составленную композицию, уходящую вглубь настолько, что создается ощущение продолжения пространства картины далеко за ее пределами. Веласкес тщательнейшим образом выверяет как линейную, так и воздушную перспективу, а его мастерское использование света пронизывает все пространство картины воздухом, буквально заставляя её "дышать".

Сдача Бреды.1634-1635 гг.

Холст, масло.

Размеры:307-367 см.

Картина написана для Филиппа IV, для зала Королевств во дворце Буэн Ретиро в Мадриде; в Прадо с 1819 г.

Инв.№Р01172

P01172.jpg

Данная работа в очередной раз демонстрирует личностный подход Веласкеса к избираемым им сюжетам. В случае Сдачи Бреды, художник столкнулся с проблемой изображения одной из самых важных побед, представленных в зале дворца Буэн Ретиро,- сдачи голландского портового города Бреда, который был осажден войсками испанцев под командыванием Амвросио Спинолы, и пал 5 июня 1625 года. Опираясь на пьесу Кальдерона де ла Барка под названием Осада Бреры, 1626, Веласкес не столько прославляет победу, сколько подчеркивает великодушие и милосердие испанцев. Центральным мотивом произведения является жест Спинолы, который, сойдя с лошади, чтобы принять ключи от поверженного города у Юстина де Нассау, не дает губернатору преклонить колени перед ним, что символизирует равенство обоих военачальников. Справа и слева выстроились голландские и испанские войска. Стене копий, поднимающейся из рядов испанцев, и символизирующей власть и порядок, работа обязана своим народным испанским названием- Las Lanzas ("копья"). На заднем плане открывается великолепный пейзаж. Особенно примечателен легкий дымок, поднимающийся от поля битвы и исчезающий при приближении к переднему плану- великолепный образец того, как мастерски Веласкес умеет передавать атмосферу и расстояние.

Святой Антоний аббат и апостол Павел, отшельник.Около 1633 г.

Холст, масло.

Размеры:261-192,5 см.

Инв.№Р01169

P01169.jpg

Эта работа была написана для церкви монастыря Святого Павла, расположенного в садах Дворца Буэн Ретиро. Огромное значение здесь уделяется пейзажу, который занимает большую половину полотна. Возможно, при создании этой работы автор черпал вдохновение в картинах и гравюрах своих северных предшественников- таких мастеров пейзажной живописи как Патинира или Дюрера. Здесь автору мастерски удается поведать сразу о нескольких эпизодах из жизни этих двух святых в пределах одной единственной сцены на фоне просторного пейзажа. Так, мы можем видеть, как святой Антоний спрашивает дорогу у кентавра и у сатира; как святой Антоний заходит в пещеру святого Павла; как ворон, приносящий святому Павлу его каждодневную порцию хлеба, захватил на этот раз еще один дополнительный кусочек для святого Антония; и, наконец, как святой Антоний молится перед мертвым телом своего товарища. Однако, несмотря на использование средневековых повествовательных приемов, очень свободная и прозрачная манера письма Веласкеса придает сцене суть и характер духа, в большей мере свойственные современной живописи.

Сад виллы Медичи в Риме. Около 1630 г.

Холст, масло.

Размеры: 48,5-43 см.

В Прадо с

Инв.№Р01210

P01210.jpg

Эти два римских пейзажа уникальны не только как наследие Веласкеса, но и как необычность их для его современников. Исключительность работ состоит не только в том, что полотна не содержат каких-либо явно узнаваемых архитектурных объектов- и это в эпоху, когда пейзаж, казалось, был обречен на наличие повествовательной части,- но и в использованной технике легкого, упругого мазка, которую позже посчитают предшественницей манеры импрессионистов. Часто отмечалось также, что Веласкеса интересовало не столько изображение "вечного характера" природы, сколько попытка запечатлеть ее постоянно меняющийся облик. Этот подход прекрасно иллюстрируется этими двумя работами, где сюжет определяется атмосферными явлениями. Однако, если принимать во внимание эти моменты, а также предположить, что изображенные фигуры не связаны с конкретными событиями, истинными действующими лицами этих двух шедевров будут свет и течение времени. Сады виллы Медичи, где Веласкес провел два месяца, привлекли художника великолепным собранием скульптур и красотой окрестностей.


Сад виллы Медичи в Риме. Около 1630 г.

Холст, масло.

Размеры: 44,5-38 см.

В Прадо с

Инв.№Р01211

P01211.jpg

Эзоп. Около 1638 г.

Холст, масло.

Размеры:179-94 см.

Инв.№Р01206

P01206.jpg

P01207.jpg

Распятие Христа.1631-1632 гг.

Холст, масло.

Размеры:248-169 см.

Инв.№Р01167

A 4158
 

Известно, что знаменитая сцена распятия Христа, созданная для монастыря Сан Пласидо в Мадриде, была заказана Веласкесу королем Филиппом IV. Композиция отличается невероятной простотой, на ней изображен Иисус Христос, распятый на кресте, в соответствии с иконографическими рекомендациями своего учителя, художника Франсиско Пачеко. Вместо обычно используемого художником пейзажного фона здесь распятие изображено на фоне темно-зеленой ткани, как будто бы речь идет о скульптуре. При изображении безжизненного тела Христа Веласкес постарался максимально избежать какого-либо выражения страданий. Обнаженная фигура распятого Христа обладает идеальными пропорциями, при этом она далека от мускулистых микеланджеловских канонов. Формы его тела мягко очерчены слабым светом, который акцентируется на ореоле сияния вокруг головы Христа, в то время как половина его лица прикрыта свисающими волосами. Спокойная красота распятого Христа и атмосфера абсолютного безмолвия и глубокого раздумья, которых удалось добиться Веласкесу, принесли этой работе огромный успех, сделав её одним из самых часто копируемых и комментируемых религиозных образов.

Марс. Около 1640 г.

Холст, масло.

Размеры: 181-99 см.

В Прадо с

Инв.№Р01208

A 4134

Как и в своей более ранней работе- Триумф Вакха, художник вновь представляет свою необычную трактовку мифологического сюжета. Марс в трактовке Веласкеса выглядит очень странным. Это не грозный, молодой и прекрасный бог войны, но уставший и понурый солдат, размышляющий о битве. Он сидит на постели, оружие брошено у ног, и с грустной задумчивостью смотрит прямо на зрителя. В такой интерпретации некоторые усматривают намек на отождествление Марса с самой Испанией, страной, которая некогда повелевала миром, а сейчас вступила в длительную полосу военных и политических поражений. Написанная для королевского охотничьего павильона Торре де ла Парада, данная работа может быть связана с фигурами баснописца Эзопа и философа Мениппа, двумя другими работами автора, предназначенными для того же павильона. Соединение их в своеобразный "триптих" могло иметь особый смысл, поскольку эти работы объеденены общим контекстом скептицизма и утраты иллюзий. Как бы то ни было,- Марс прекрасно демонстрирует, как мастерски художник использует широкие и вольные мазки, чтобы передать как металлический блеск оружия, так и текстуру тканей, а также возмужалую плоть великолепного обнаженного тела бога войны.


Коронация Девы Марии. Около 1644 г.

Холст, масло.

Размеры: 176-134 см.

В Прадо с 1819 г., из коллекций Филиппа IV.

Инв.№Р01168

A 3882

Аполлон в кузнице Вулкана.1630 г.

Холст, масло.

Размеры:223-290 см.

Инв.№Р01171

Эта работа демонстрирует насколько хорошо Веласкес усвоил уроки греко-римской скульптуры, которой он обучался на работах Микеланджело, классицизма Римско-Болонской школы и неовенецианского стиля, который царил в Риме в первых декадах XVII столетия. Эпизод из Метаморфоз Овидия, рассказывающий о посещении Аполлоном кузницы Вулкана, которому бог красоты принес весть о том, что жена Вулкана Венера изменила ему с Марсом, превращается в сложную композицию, где история рассказывается посредством широкого спектра драматических жестов и выражений лиц. Обстановка передана с такой правдоподобностью, что, кажется, можно войти в нее и почувствовать пространство между фигурами. Тщательно переданная анатомия тел смоделирована светом, который говорит о разрыве с традициями тенебризма. Пространство между объектами также осязаемо, а сами объекты, среди которых доспехи, инструменты и раскаленное железо, представляют собой великолепные натюрморты.

Триумф Вакха.1628-1629 гг.

Холст, масло.

Размеры: 165-225 см.

В Прадо с 1819г.,из коллекций Филиппа IV.

Инв.№Р01170

Веласкес был не только великим художником, его заслуга состоит также в том, что он возродил многие живописные жанры. В данной работе он берет мифологический сюжет, что является редким явлением для испанской живописи, и интерпретирует его в реалистичной манере. Произведение изображает двор Вакха, бога вина, однако выглядит как жанровая сценка из повседневности, поскольку такие персонажи прекрасно смотрелись бы и в какой-нибудь мадридской таверне. Таким же образом поступал Караваджо, трактуя религиозные сюжеты, и Рибера, когда писал философов. Возможно, на выбор сюжета оказал влияние Рубенс, однако в работе нет и следа рубенсовской идеализации образов. Веласкес уже работал в подобном стиле в Севилье, где писал работу -Христос в доме Марфы и Марии, особенностью которой является трактовка религиозного сюжета как повседневного. Здесь Веласкес вновь показывает свою любовь к желтоватым земляным оттенкам, народному костюму и грубым лицам, однако пейзаж, свет, обнаженное тело и тщательно выстроенная композиция Пьяниц говорят о том, что уроки, воспринятые благодаря работам Рубенса и венецианских художников в Королевских Коллекциях, не прошли даром.

Поклонение волхвов или Эпифания.1619 г.

Холст,масло.

Размеры:203-125 см.

Инв.№Р1166

EXHIBITION Juan Bautista Maíno (1581-1649) Madrid.Museo Nacional del Prado. 10/20/2009 - 1/17/2010

Эта работа - самая ранняя из трех находящихся в Музее Прадо, выполненных Веласкесом до его прибытия ко двору. Написанное для иезуитского дома послушников Сан-Луис в Севилье, полотно несет в себе черты раннего севильского периода художника: использование контраста светотени и тщательно проработанные детали. Веласкесу удалось создать произведение, располагающее к размышлению, религиозный подтекст которого ясно и непосредственно передается благодаря выражениям лиц людей, расположенных на переднем плане - очень близко к зрителю. Вполне возможно, что эта работа является также и семейным портретом. В ближайшем к нам молодом волхве художник мог изобразить себя, свою жену Хуану Пачеко использовать в качестве модели для Девы Марии, дочь Франциску написать в образе Младенца, а своего тестя и учителя Франсиско Пачеко изобразить как старшего из волхвов.

P02903.jpg

P03253.jpg

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024