Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 05.06.2020, 08:56
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная франс флорисРегистрацияВход
Меню сайта

 

ФРАНС ФЛОРИС (де ВРИНДТ) (1519/20-1570) FRANS FLORIS (de Vrindt)

 

 

Вирикс, Ян. Портрет Франса Флориса.Ок.1572г. Государственный Эрмитаж.Инв.№ОГ194407

Франс Флорис (де Вриндт)- Floris, Frans ( de Vrindt). Между 1516 и 1520, Антверпен -1570, Антверпен. Живописец, рисовальщик и гравер. Учился у Ламберта Ломбарда в Льеже.Испытал влияние Тинторетто, Джулио Романо и Микеланджело. Работал в Антверпене, посетил Италию (1542-1547). Писал картины на религиозные и мифологические сюжеты , а также портреты. Один из четырех сыновей архитектора Корнелиса Флориса. В 1539г. переехал в Льеж и поступил в мастерскую Ламберта Ломбарда, оказавшего существенное воздействие на его формирование. В 1541г. стал членом гильдии Св.Луки в Антверпене. Возможно, в том же году отправился в Италию. В Риме изучал искусство, копировал знаменитые шедевры, включая росписи Микеланджело в Сикстинской капелле, выполнял зарисовки античной скульптуры. Испытал сильное влияние творчества Тинторетто и Джулио Романо. По возвращении на родину в 1547г. устроил для публичного обозрения выставку своих работ. Блестящие результаты этого путешествия были очевидны и снискали Флорису признание замечательного живописца. А выдающаяся работоспособность, глубокие познания, острый ум, яркий дар собеседника обеспечили ,,уважение и почет у знатнейших людей страны", а также достойное материальное положение. Он построил по проекту своего брата-архитектора Корнелиса де Вриндта дом, ,,лучше сказать дворец, с его воротами и столбами в античном стиле, вытесанными из серого аспидного камня", который был украшен многочисленными картинами, где одна из комнат называлась Геркулесовой, другая- комната Семи свободных искусств с соответствующей названию декорировкой. Среди его почитателей были принц Оранский, графы Эгмонт и Горн, с которыми, по сведениям ван Мандера, ,,он был в тесной дружбе и которые часто заходили к нему в дом выпить вина и попировать. Жена его, госпожа Клара Флорис, по временам, когда бывала не в духе, делалась очень груба и заносчива и обходилась с этими знатными особами крайне невежливо и никому из них не оказывала должного уважения". Как пишет тот же ван Мандер: ,,На первых порах, когда он только что начинал выказывать, какой он отменный живописец и мощный гений, он наряду с искусной работой проявил большое прилежание и выдающиеся познания в своем искусстве, равно как и в речах знаменитый ум и здравые суждения, говорили ли с ним о религии, философии, поэзии или о чем другом. Но после, когда дорого оплачивавшиеся большие картины для церквей и другие работы принесли ему изобилие и богатство и когда он, завязав знакомство с князьями и знатными людьми, был вводим некоторыми из них в разные соблазны,он, расточая попусту свое время, начал поддаваться общей нидерландской слабости- любви к крепким напиткам, и в такой степени, что за свое не соответствовавшее ни искусству, ни благородному уму поведение стяжал себе такую же громкую славу пьяницы, как и живописца". По предположению ван Мандера, причиной его частых попоек мог быть неприветливый нрав жены. Работал Флорис с поражающей быстротой, которую наглядно продемонстрировал во время украшения Антверпена по случаю торжественного въезда императора Карла V и несколько позже короля Филиппа II. Писал ,,очень нежными красками" картины на мифологические и библейские темы, портреты. Среди них немало больших алтарных композиций, как например ,,Падение Люцефера", ,,Успение Богоматери" или ,,Рождество Христово" для церкви Богоматери в Антверпене. Его произведения пользовались большой популярностью. Еще при жизни их создателя они были рассеяны по многим собраниям и странам, тиражировались в гравюрах лучшими современными мастерами. Согласно цитате из Вазари, приведенной Карелом ван Мандером в его ,,Книге о художниках", ,,он считался совершенно выдающимся мастером и, по словам нидерландцев, в такой степени владел всеми отраслями своего искусства, что никто лучше или более красивым и своеобразным способом, чем он, не передавал душевных движений, каковы горе, радость и другие чувства, почему, в виде уподобления, они называют его фламандским Рафаэлем...". Причем, восхищенный искусством Франса Флориса соотечественник досадует, что Вазари судит о нем лишь по гравюрам, исполненным зачастую по рисункам не передающим живописных достоинств его творчества. Франс Флорис создал школу преданных и почитавших его авторитет учеников, количеством которых превзошел, вероятно, всех нидерландских живописцев того времени. Обладая несомненным даром учителя и поощряя их творческую смелость, он не боялся поручать им в своих композициях ответственную работу.

Работы художника

Литература:

Вазари. Т.5.с.661,662; Никулин Н.Н. Нидерландская живопись XV-XVI вв. Милан,1989. N35-40; Mander-Hymans. P.332-346; Velde C.van de. Fr.Floris (1519/20-1570). Brussel,1975.

VIII(101)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz