Голицынский музей
В Москве, славившейся своими богатыми художественными собраниями, в середине и второй половине XIX века сложились благоприятные условия для появления целого ряда частных художественных общедоступных музеев. В основе своей ,бескорыстно вкладывая свои средства в художественные ценности, меценаты осознавали их значение для отечественной культуры. В 1865 году, через три года после основания Московского Публичного и Румянцевского музея, открылся Голицынский музей, впоследствии ставший одним из центров культурной жизни города. В его состав вошли произведения искусства из собраний представителей разных поколений князей Голицыных:
Дмитрия Михайловича (1721-1793)
Адам Браун.
Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына.
ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва.
Александра Михайловича (1723-1807),
Вигилиус Эриксен.
Портрет вице-канцлера князя Александра Михайловича Голицына.1764 г.
ГТГ
Михаила Петровича (1764-1836),
Сергея Михайловича (1774-1859),
Александра Михайловича (1772-1821),
Орест Кипренский.
Портрет Александра Михайловича Голицына.1819 г.
ГТГ
Михаила Александровича (1804-1860),
Ари Шеффер.
Портрет князя Михаила Александровича Голицына. 1840 г.
ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Сергея Михайловича (1843-1915).
Возможно,этим обстоятельством объясняется присущая собранию Голицынского музея неоднородность его собрания: соседство шедевров с произведениями гораздо более скромного художественного достоинства. Основатель Голицынского музея, князь Михаил Александрович Голицын (1804-1860), завещал его Москве, но в 1886 году его сын князь Сергей Михайлович Голицын принял решение о продаже всего собрания. Необходимость распродажи музея была вызвана возникшими в Голицынской больнице финансовыми затруднениями. О продаже музея узнали не только в Москве и Петербурге, но и в Европе. Князь С.М.Голицын обратился с предложением продать музейную коллекцию в Императорский Эрмитаж. Собрание Голицынского музея поступило в Эрмитаж в 1886 году, а уже в 1887-м по приказу императора Александра III началось рассредоточение его собрания по загородным дворцам. В том же году имератор передал в дар Радищевскому музею в Саратове ряд произведений западноевропейского и русского искусства из бывшего Голицынского музея. Удар по коллекции бывшего Голицынского музея был нанесен в 1920-1930 годы, когда в Эрмитаже начались распродажи картин через Антиквариат. Небольшая часть произведений передана в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москву. В это время были проданы почти пятьдесят картин голицынского собрания. Некоторые полотна вернулись в Эрмитаж и в 1940-1960-е годы были переданы в музеи бывшего СССР.