Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 12.11.2019, 16:48
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ханс мемлингРегистрацияВход
Меню сайта

 

ХАНС МЕМЛИНГ (ок.1435-1494) HANS MEMLING
 

Ханс Мемлинг (нем. Hans Memling, нидерл. Jan van Mimmelynghe, 1433/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — крупнейший фламандский живописец второй половины XV века. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения. Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени. До нас не дошло никаких достоверных сведений о жизни Мемлинга до 1465. Вазари считает его учеником Рогира из Брюгге,имя, которым он называет Рогира ван дер Вейдена. Однако этот факт не является бесспорным, хотя многие исследователи действительно считаю Мемлинга учеником Рогира. Самым ранним известным произведением художника считается триптих "Распятие" (центральная часть - "Распятие",Виченца, музей; внутренняя сторона створок - "Святые и донаторы", Нью-Йорк, библиотека Пьерпонт Морган; внешняя сторона створок - "Благовещение", Брюгге,музей), в котором влияние Рогира столь сильно, что проявляется даже в композиции этой работы, которая повторяет композицию триптиха великого мастера из Музея истории искусств в Вене. Еще отчетливее эти черты заметны в небольшом диптихе (Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением Мадонны в окружении грациозных музицирующих ангелов с характерной сдержанной улыбкой на левой створке и "Св.Георгия с донатором" на правой; в доспехах святого выражено стремление Мемлинга подражать ван Эйку. Панно "Страсти Христовы" (Турин, гал. Сабауда), возможно,созданное для флорентийского купца Портинари около 1470, демонстрирует пленительный дар рассказчика: картина превращается в грандиозный образ с яркими, живыми цветами, а глаз зрителя вовлекается в последовательное прочтение многочисленных сцен."АлтарьДонна" (центральная часть - "Мадонна с младенцем и святыми, ангелами и донаторами"; внутренняя сторона створок - два "Св. Иоанна"; внешняя сторона створок - "Св. Христофор" и "Св. Антоний") - это первый шедевр Мемлинга, исполненный, вероятно, по заказу сэра Джона Донна из Кидвелли (Лондон, Нац.гал.). В его строго симметричной композиции сочетаются воспоминания о Рогире и точность ван Эйка, трактованная в гораздо более сухой живописной манере. "Алтарю Донна" стилистически близка "Мадонна с младенцем, св. Антонием и донатором"(1472, Оттава, Нац. гал.). В 1473 художник создает одно из самых значительных своих произведений - триптих "Страшный суд" (Гданьск, Поморский музей), на внешней стороне створок которого изображены донаторы и статуи Мадонны и архангела Михаила. Написанный по заказу флорентийского купца Якопо Тани, он во время перевозки был украден польским каперским судном и передан в дар собору св. Марии в Гданьске. Его композиция вдохновлена полиптихом Рогира ван дер Вейдена из капеллы госпиталя в Боне, но отличается повествовательной интерпретацией воскрешения душ и их судеб. Этим же периодом следует датировать и триптих "Поклонение волхвов" (Мадрид, Прадо),также созданный под влиянием Рогира (левая створка - "Рождество"; правая створка -"Принесение во храм"). Эта композиция была повторена в 1479 для Яна Флоренса (Брюгге, госпиталь св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга).Последующее творчество художника не изобилует датированными произведениями. В 1479 был создан триптих "Обручение св.Екатерины" (Брюгге, госпиталь св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга); в 1480 -"Портрет женщины в виде сивиллы" (там же) и панно "Сцены из жизни Христа"(Мюнхен, Старая пинакотека); в 1484 -"Алтарь Мореля со св. Христофором и святыми" (Брюгге, госпиталь св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга); в 1487 - "Алтарь Мартина ван Ньювенхове" (там же), створки триптиха "Донатор" и "Св. Бенедикт"(Флоренция, Уффици), центральной частью которого, несомненно, является "Мадонна"(Берлин-Далем, музей); в 1489 - знаменитая "Рака св. Урсулы" (Брюгге, госпиталь св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга). В последней картине проявляются качества Мемлинга-миниатюриста, характерные также для небольших "Алтаря Воскресения" (Париж, Лувр), "Алтаря Богоматери" (Вена,Музей истории искусств) и "Алтаря Девы среди дев" (Париж, Лувр). В больших алтарных образах ("Алтарь Страстей", 1491,Любек, музей) Мемлинг стремится обрести величие композиций Рогира, но вкус к деталям и живость повествования не позволяют достичь его монументальности. Это особенно чувствуется в "Алтаре Мадонны с двумя св. Иоаннами" (Брюгге, госпиталь св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга), одном из лучших произведений художника. Даже в больших створках органа с изображением "Христа с музицирующими ангелами" (Антверпен, Кор. музей изящных искусств) мастер не может достичь пластической мощи "Поклонения агнцу" и остается на уровне декорации.Свои лучшие качества художник демонстрирует в портретном жанре. Он повторяет модели художников старшего поколения в форме диптихов, излюбленных Рогиром ("Алтарь Мартина ван Ньювенхове") или создает почти фронтальные "обманки",подражая ван Эйку ("Портрет женщины в виде сивиллы"), или включает персонажей в группы ("Алтарь Флоренса", Париж,Лувр), но всегда изображает свои модели с точностью, делающей их почти живыми. К лучшим портретам Мемлинга относятся портреты Томмазо Портинари и его жены Марии Барончелли (Нью-Йорк, музей Метрополитен), Виллема ван Вландерберга и его жены (Брюссель, Кор. музей изящных искусств), "Портрет старика" (Берлин-Далем, музей) и его супруги (Париж, Лувр), "Портрет юноши" (Лондон, Нац. гал.), "Человек с медалью" (Антверпен, Кор. музей изящных искусств), "Портрет юноши" с изображением вазы с цветами на обороте (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса),"Портрет мужчины за молитвой" (Гаага,Маурицхёйс). Искусство Мемлинга было очень популярно в конце XIX в., когда оно считалось лучшим образцом живописи XV столетия. Сегодня, когда известны шедевры Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, он считается их блестящим последователем.

Работы художника

VIII(13)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz