Искусство. Национальные школы живописи.
Воскресенье, 18.08.2019, 04:51
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ян госсарт. мабюзеРегистрацияВход
Меню сайта

 

JAN GOSSAERT -MABUSE (ок.1478-1532) ЯН ГОССАРТ- МАБЮЗЕ
 

Ян Госсарт (Gossaert), по прозванию Мабюз, (Mabuse; 1479—1541) — нидерландский живописец, график и резчик по дереву. Прозвище «Мабюз» (Мобежский) получил по городу Мобёжу (Maubeuge), Франция, в котором он родился около 1478. Возможно, учился у Герарда Давида. В 1502 г. был принят в гильдию Св. Луки в Антверпене. Вероятно, в 1499 году он отправился в Англию, где писал преимущественно портреты. Около 1507 г. был принят ко двору Филиппа Бургундского (бастарда Филиппа III Доброго). Сопровождал его во время поездки в Рим (1508—1509). В дальнейшие годы продолжал работать на Филиппа в его замках, в Антверпене, а также в Миддельбурге и выполнять заказы представителей семьи Габсбургов — двора Маргариты Австрийской в Мехелене. Письменные источники свидетельствуют, что он выполнил портреты Карла V и его сестры Элеоноры Португальской, воспитывавшихся в Мехелене. Когда Филипп Бургундский получил сан епископа Утрехтского, Мабюз последовал за ним в замок Duurstede и помог в его декорировании. Пребывание в Риме в те годы, когда там работали величайшие мастера Высокого Возрождения — Браманте, Микеланджело, Рафаэль, знакомство с искусством античного Рима произвели огромное впечатление на Госсарта, определив все дальнейшее направление его творчества. Он стал родоначальником т. н. романизма — течения в нидерландской живописи, стремившегося перенести принципы итальянского Ренессанса на родную почву. В религиозных композициях художника представлены величавые фигуры на фоне антикизированной архитектуры. Таковы Лувенская Дева Мария (ок. 1516, Мадрид, Прадо), Св. Лука, рисующий Деву Марию (1515, Прага, Нац. галерея). Одновременно Госсарт обращается к антично-мифологической тематике, новой для нидерландской живописи. Один из наиболее показательных образцов искусства романизма — картина Нептун и Амфитрита (1516, Берлин, Гос. музеи), своеобразный сплав возвышенного античного представления о красоте с нидерландским жизнелюбием; фигуры древнеримских морских божеств помещены в нишу, обрамленную классической колоннадой: обнаженные тела своим чувственным полнокровием как бы предвосхищают рубенсовскую традицию. В более поздних произведениях Госсарта нарастает велеречивость мизансцен, усиливается дробность силуэтов, риторичность жестов и поз, декоративная нарядность. Значительный интерес представляют портреты Госсарта. Изображенные им модели отличаются особым чувством собственного достоинства; своеобразно и композиционное решение некоторых из них — показанные в трехчетвертном повороте полуфигуры выходят за пределы иллюзорно написанной художником рамы, что создает ощущение внутренней динамики (Портрет молодого человека, ок. 1512, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена; Портрет девочки <Жаклин Бургундская?>, ок. 1522, Лондон, Нац. галерея). Умер в Антверпене в 1541.

Работы художника

VIII(56)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz