ЯН ВАН ЭЙК
Благовещение.Диптих, около 1440 г.
Левая сторона: Ангел благовещения.
Правая сторона: Мария из сцены благовещения.
Дерево, масло.
Размеры: 39-24 см.
Инв.№137.ab (1933.11.1-2)
Шедевры западноевропейской живописи XIV-XVIII вв. из собрания Тиссена-Борнемиса.Государственный Эрмитаж.2 октября-24 ноября 1987 г.
В произведениях пластики эпохи готики и Ренессанса сюжет благовещения чаще всего был представлен в виде двух отдельно стоящих статуй. Ван Эйк перенял эту традицию. Написанные им фигуры Марии и архангела Гавриила как бы имитируют изваянную из белого мрамора скульптуру, помещенную на черном фоне. Впечатление пластичности усиливается изображением выходящего за пределы ( нарисованной) каменной рамы крыла ангела, и теней, падающих от скульптур на раму.
Шедевры западноевропейской живописи XIV-XVIII вв. из собрания Тиссена-Борнемиса.Государственный Эрмитаж.2 октября-24 ноября 1987 г.
Аналогичное изображение благовещения, также исполненное гризайлью, написано ван Эйком на внешних створках алтаря Св. Марии в Дрездене в 1437 г. Данные фигуры по сравнению с дрезденскими обладают большим пластическим эффектом и более элегантны в своем исполнении, что дает основание предположить более позднее время их создания. Если персонажи дрезденского благовещения изображены в нише, то статуи данного благовещения как-бы выходят в реальное пространство.Этот эффект стал еще более отчетливым после недавней реставрации обрамления, когда был удален верхний пласт краски, имитирующий черный мрамор, и обнаружена первоначальная красная мраморная рама. Одновременно стало видно, что пьедесталы статуй написаны поверх оригинальной рамы.Т.к. оборотные стороны обеих досок также тщательно расписаны под мрамор, то очевидно, что они не могли служить как дрезденские внешними створками алтаря, а вероятнее всего являются диптихом для частного богослужения.