Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 21.09.2021, 23:27
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная мартин шонгауэрРегистрацияВход
Меню сайта

 

МАРТИН ШОНГАУЭР (ок.1450-1491) MARTIN SCHONGAUER

Мартин Шонгауэр (нем. Martin Schongauer; 1440/1450, Кольмар — 2 февраля 1491 Брейзах, Баден) — немецкий живописец, рисовальщик и гравёр периода Раннего Возрождения. Ориентировался на творчество Рогира ван дер Вейдена, посетил Нидерланды; гравюры Шонгауэра оказали большое влияние на европейское искусство.Последний представитель прирейнской мистики, Шонгауэр, наряду с Грюневальдом, Дюрером и Гольбейном, является одним из величайших немецких художников. Его отец Каспар Шонгауэр, ювелир из Аугсбурга, приехал в Кольмар около 1440. Документ, который мог бы прояснить происхождение Мартина, вызывает множество споров.Речь идет о портрете работы Ханса Бургкмайра (ок. 1510, Мюнхен, Старая пинакотека), который представляет собой копию автопортрета Шонгауэра, датированного 1483. Некоторые исследователи читают эту дату как <1453>, что позволяет им определить год его рождения 1425 или 1430 и ошибочно приписать его кисти такие картины, как Казнь Иоанна Крестителя (Мюнхен, Старая пинакотека) или Алтарь Штауффенберг (Кольмар, музей Унтерлинден). Однако родился Шонгауэр не раньше 1450;эту дату подтверждает и надпись Дюрера на несохранившемся рисунке:Славный Мартин нарисовал это в 1470, когда еще был подмастерьем.Вероятно, Шонгауэр учился сначала в мастерской отца, а затем брал уроки у мастеров гильдии живописцев, членом которой он стал. Вопрос о его учебе в 1465 в университете Лейпцига является спорным (поскольку там,возможно, готовили только священников). Хотя его имя неоднократно упоминается в земельном регистре Кольмара, он, кажется, так никогда и не получил звание гражданина этого города. Около 1488 Шонгауэр уезжает в Брейзах, где становится гражданином города и официальным художником (в этом качестве его имя упоминается в 1489). Среди первых бесспорных работ Шонгауэра три рисунка датируются 1469, в частности, Христос во славе (Париж, Лувр), который столь близок образу Христа из Страшного суда Рогира ван дер Вейдена, что часто говорят о копии. И хотя встреча двух мастеров маловероятна, Шонгауэр, еще будучи подмастерьем, был хорошо знаком с современной ему нидерландской школой, что позволило Вазари считать его учеником ван дер Вейдена. В самом деле, монументальный стиль нидерландского мастера отражается в ранних произведениях Шонгауэра, хотя еще несколько напряженных по исполнению.До нас дошло мало работ этого великого мастера, прославившегося как . Самой значительной из них является Мадонна в беседке из роз (1473, Кольмар, ц. Сен-Мартен). Старая копия (Бостон,музей Гарднера) показывает, что доска, на которой написана эта картина, была обрезана со всех четырех сторон (тем самым, пропали фигура Бога-Отца и голубь Св. Духа). Обучение ювелирному делу и влияние Рогира ван дер Вейдена предопределили линеарность манеры художника. Шонгауэра интересует здесь не столько развитие сюжета, сколько анатомия и мельчайшие детали декора. Его мягкий рисунок, сведенный только к основным моментам, придает фигурам присущую им пластическую выразительность. Мадонна, одна из самых прекрасных в истории немецкого искусства, погружена в глубокое размышление, ее голова наклонена, передавая всей композиции умиротворенное дыхание тишины. И лишь кружево листьев и тонкая игра цветов смягчает строгую монументальность картины.Из подлинных картин Шонгауэра сохранились лишь немногие. Одна из них - Алтарь Орлиака, названный так по имени донатора Жана д'0рлиака (Кольмар, музей Унтерлинден). В его трех створках (Благовещение,Поклонение, Св. Антоний с донатором) отражается духовная возвышенность, воплощенная в спокойной, идеальной красоте, контрастирующей с прозаической сценой, как правило,доминирующей в поздней немецкой готике. Шонгауэр исполнил также три небольших композиции: Св. Семейство (Вена, Музей истории искусств), Рождество (Мюнхен, Старая пинакотека), Поклонение пастухов (Берлин-Далем, музей), - которые являются переложением в живописи некоторых гравюр. Вместе с тем, серьезные сомнения вызывает атрибуция Шонгауэра алтаря ц. Доминиканцев (Кольмар, музей Унтерлинден).Наконец, в 1931 в соборе Брейзаха на западной стене была обнаружена фреска Страшный суд - единственное монументальное произведение,вне всякого сомнения созданное Шонгауэром. Его драматичный рисунок,уникальный для искусства всего верхнерейнского региона того времени, угадывается очень легко, несмотря на плохую сохранность фрески.В традиционном <деисусе> сгруппированы фигуры Моисея и ветхозаветных святых; наверху - Бог-Отец в окружении ангелов с инструментами Страстей; внизу - ангелы, будящие мертвых звоном колокольчика. Композицию дополняют толпы праведников и грешников, ограниченные снизу баллюстрадой. Графическое творчество Шонгауэра включает в себя 115 гравюр и сотню рисунков, половина из которых не сохранилась, но известна по копиям того времени. Шонгауэр был одним из первых художников, которые подписывали почти все свои произведения (монограмма с крестом и полумесяцем). Эти работы можно сгруппировать по сериям религиозных сюжетов - Жизнь Марии, Страсти Христовы и другие, образцы которых хранятся в Британском музее в Лондоне. В большинстве композиций преобладает духовное напряжение, переданное с пронзительной тонкостью в деталях, в духе реализма верхнерейнских мастеров (Мастера Е. S.,Мастера игральных карт) - Не тронь меня (Лондон, Британский музей), Несение креста (там же). Творчество Шонгауэра имело отголосок столь же значительный, сколь и эфемерный. В 1492, не зная о смерти художника, в Кольмар приезжает Дюрер с единственной целью его увидеть. Вазари сообщает, что Микеланджело, очарованный мастерством Шонгауэра, копировал его Искушение св. Антония (Лондон, Британский музей). Последователями художника в той или иной степени были Бальдунг Грин, Дюрер, Грюневальд, Босх, Гольбейн. Но их работы оказались лишь последней вспышкой искусства Шонгауэра. Рассудочная эпоха Возрождения и Реформации вскоре оставила в стороне эту пылкую и мистическую поэзию, одну из самых ярких в истории средневекового спиритуализма.

VIII(55)

 

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2021