Искусство. Национальные школы живописи.
Воскресенье, 16.12.2018, 18:56
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная морис дениРегистрацияВход
Меню сайта

 

МОРИС ДЕНИ (1870-1943) MAURICE DENIS

Морис Дени (фр. Maurice Denis; 1870, Гранвиль — 1943, Сен-Жермен-ан-Ле).Живописец ,литограф, рисовальщик, худож. критик. Учился в Париже в Академии Жюлиана у Ж.Лефевра и Л.Дусе, затем в Школе изящных искусств.Участник группы художников- ,,Наби". Писал картины,главным образом на религ. и миф. сюжеты, работал также в области декоративной росписи. С семнадцати лет Дени учился в академии Жюлиана, где готовился к поступлению в Школу изящных искусств, с октября следующего года (1888) он принял участие в создании группы -Наби. Поль Серюзье, который провел лето того года вместе с Гогеном в Бретани, итогом чему стала знаменитая картина ,,Талисман" (небольшая картина, исполненная под руководством Гогена; прежде - собрание Дени, ныне - Париж, музей Орсэ), распространял в группе эстетические взгляды понт-авенского мастера. Однако именно Морис Дени, самый молодой в группе и самый одаренный в умозрительных построениях и в литературных выражениях, опубликовал первый манифест ,,Наби" ведущий свое происхождение от идей Понт-Авенской школы, - статью ,,Определение неотрадиционализма" (An et critique, август 1890). Здесь, в частности, появилась его формула, ставшая столь знаменитой в истории современной живописи, согласно которой картина прежде, чем стать боевым конем, обнаженной женщиной или каким-либо сюжетом, представляет собой плоскую поверхность, покрытую красками. В эти годы Дени получил прозвище ,,Наби красивых икон", данное ему по упрошенному и слегка архаичному характеру его живописи. С одной стороны, он опирался не столько на японские эстампы (как, например, Боннар), сколько на итальянских <примитивов>. особенно, на Фра Анджелико; с другой стороны, для него характерно предпочтение к религиозным темам и восторженность по отношению к христианской семье (у него будет восемь детей от двух браков): Католическое таинство (1889. Швейцария, собрание Понсе), Процессия (1892, НьюЙорк. собрание А. Дж. Алтшуля). Пасхальное утро (1893, Руан, частное собрание), Визит к роженице, (1895, Париж, частное собрание), Паломники из Эммауса (1895, Сен-Жермен-ан-Ле, приорат). Часто в качестве модели он использовал свою жену (Марта за пианино, 1891, там же) и семью (Sinite Parvulos. 1900, Нейс, музей Клеманс Сельс). Эти интимные образы, часто окрашенные нежным юмором, вплоть до конца жизни Дени считались одними из самых счастливых его картин. После краткого периода дивизионизма Дени переходит к светлой живописи, с волнующими ритмами и без использования моделей, которая соответствует стилю модерн. Одновременно он исполняет иллюстрации символического характера к ,,Мудрости" Верлена (1889), к ,,Путешествию Уриана" Жида (30 литографий, 1893),- Подражание Иисусу Христу (115 досок, изданных Волларом в 1903), а так же первые большие декоративные панно (Музы, 1893, Париж, музей Орсэ). После путешествия в Италию (1895-1898 и 1907) усиливается его восхищение перед ренессансным искусством, которое лишило его живопись черт. присущих Наби и модерну, и придало ей традиционно-классический характер, проявившийся в больших декоративных композициях, таких, как росписи в Театре Елисейских полей (1913). В 1919 вместе с Руо и Девальером он создал -Мастерские религиозного искусства. Блестящий критик, Дени писал статьи, названия которых точно определяли его эстетику: ,,Теория, от символизма и Гогена к новому классическому порядку" (1912), ,,Новые теории современного искусства, религиозного искусства" (1922), ,,Очарование и уроки Италии" (1933), ,,История религиозного искусства" (1939). Три тома его были изданы в 1957-1959 в Париже. Его работы широко представлены в музее Орсэ в Париже, в частности, картина ,,В честь Сезанна" (1900).Среди многочисленных стенных росписей, исполненных Дени, можно назвать росписи в церквях (капелла Сент-Круа в Везине, 1898; капелла приората в Сен-Жермен-ан-Ле; ц. Сен-Луи в Венсенне; капелла Францисканцев в Руане; капелла де ла Кларте в Перро-Гиреке, ц. Сакре-Кёр в Сент-Уэне: ц. СенМартен в Вьене, ц. Сен-Эспри в Париже, монастырь в Эльзасе, базилика в Тононе). частных особняках (особняки А. Лероля, мадам Шоссон, Д. Кошена. М. Руше.М. Мюценбекера в Висбалене, И. А. Морозова в Москве - ,,История Психеи". 1908. Санкт-Петербург. Гос.Эрмитаж, Дж. Тома, К. Стерна, князя Ваграма, М. Капферера) и общественных зданиях (Париж. Пти Пале: Сенат: дворец Шайо: лицей Клод-Бернар). Его последние иллюстрации к ,,Благовещению" Клоделя, начатые в1926, были изданы в 1943. Музеи, в котором представлено большое собрание произведений Дени переданных его детьми, был открыт в 1980 в приорате в Сен-Жермен-ан-Ле где художник долгое время жил и работал. Здесь представлены в основном произведения эпохи символизма и группы Наби.

Работы художника

XI(54)
...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz