РОБЕР КАМПЕН, мастерская.
Благовещение.Алтарь Меродэ. Около 1427-1432 гг.
Триптих
Дерево, масло.
Размеры:центр. доска64,1-63,2см, боковые створки64,5-27,3см.
В коллекциях с 1956г., коллекция Клуатров.
Инв.№56.70a – c
Художник стал первым, кто изобразил священную картину как бытовое событие, произошедшее в городском доме.Центральное панно триптиха, называемого также ,,Алтарь Меродэ",посвящено тому моменту, когда увлеченная чтением Дева еще не видит архангела Гавриила, принесшего весть о будущем рождении Христа, которое здесь символизирует крошечный младенец с крестом в руке, вторгающийся в круглое окно лучом божественного света. Интерьер, насыщенный объемами фигур, богат символическими деталями, переданными через обычные предметы, присутствие которых на картине прекрасно согласуется с реалистическим подходом, свойственным нидерландской живописи.Например, лилии в вазе, находящейся в центре стола, -ясный намек на чистоту Марии, равно как и сосуд для умывания на втором плане.Перспективная организация пространства остается еще несовершенной и, кажется, подсказана художнику скорее эмпирическими наблюдениями, чем точными математическими формулами.Изображенный на правой створке Иосиф, традиционно занимается столярными работами.На левой створке коленопреклоненные донаторы -Ингелбрехт ди Микелен с супругой,идентифицированные благодаря гербу(центральная сцена,слева от окна.) Присутствие Иосифа, достаточно необычное для трактовки сцены Благовещения, может быть истолковано опосредованно через тему Воплощения.Названный отец Иисуса занят изготовлением ловушки для грызунов:согласно святому Агостину, Богу удается ,,изловить"дьявола посредством Воплощения, подобно тому, как мышь попадается в мышеловку.
Человек в молитве. Около 1430-1435 гг.
Дерево, масло.
Размеры:31,8 - 23,2 см.
По завещанию Мэри Стиллман Харкнесс, 1950 г.
Инв.№50.145.35