Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 23.08.2019, 13:26
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная антонис морРегистрацияВход
Меню сайта

 

АНТОНИС МОР (ок.1519-1577) ANTHONIE MOR van DASHORST
 

Антонис Мор, Антонио Моро, Антонис ван Дасхорст Мор (Mor van Dashorst, Anthonie) (ок. 1519, Утрехт, Нидерланды — между 1576 и 1578, Антверпен, Бельгия) — нидерландский портретист XVI в., работавший при дворах Испании, Италии, Англии. Мор учился в Утрехте у знаменитого итальянизирующего художника Яна ван Скореля, а затем переехал в Антверпен, где в 1547 получил звание свободного мастера. Антуан Перрено, архиепископ Аррасский, будущий кардинал Гранвелл, берет его под свое покровительство и представляет к брюссельскому двору. Кроме "Портрета Гранвелла" (1549, Вена, Музей истории искусств), в этот период Моро пишет портреты герцога Альбы (1549, Нью-Йорк,Музей Испанского общества) и будущего короля Филиппа II (Алторп, собрание Спенсер). В 1550 Мария Венгерская отправляет Моро в Португалию, где он должен был написать портреты Габсбургов. Вероятно, его путь в Португалию пролегал через Италию и Рим, где он смог лучше узнать портретное творчество Тициана и Бронзино. В 1550, возможно, в Генуе, он пишет портрет Максимилиана Австрийского,будущего императора, вступившего в брак с сестрой Филиппа II. Ее портрет был исполнен в 1551 в Испании (оба - Мадрид, Прадо). Присутствие Моро в Португалии в 1552 подтверждается документальными источниками. Кроме того, он проводит некоторое время в Мадриде, где строгий этикет испанского двора оказывает на художника решительное воздействие. Здесь он создает жанр парадных портретов, получивших признание при многих европейских дворах. Модели Моро бесстрастны, они сосредоточены и ничем не выдают своих подлинных чувств, их проницательные взгляды завораживают зрителя. Во время своего первого пребывания на полуострове он пишет портрет Екатерины Португальской, сестры Карла V (Мадрид, Прадо) и восхитительный портрет "Дама с драгоценностями" (Мадрид, Прадо), строгий, но вместе с тем не лишенный маньеризма. В 1553 Моро вновь работает в Утрехте,где вместе со своей женой Метген покупает себе дом. В следующем году он отправляется в Лондон, по случаю бракосочетания Филиппа II и Марии Тюдор. Ее портрет, исполненный без всякой лести, но также и без критики (1554, Мадрид, Прадо), является шедевром правдивости и высокого стиля. В 1555 Моро работает в Брюсселе, где в год отречения Карла V от престола пишет трогательный портрет юного "Герцога Оранского в доспехах" со взглядом одновременно энергичным и мечтательным, а также очаровательный портрет Александра Фарнезе, гордого одиннадцатилетнего мальчика, с рукой на рукояти шпаги (1557, Парма, Нац. гал.). В этот же период появляется портрет "Филиппа II в доспехах" (существует в нескольких вариантах), который должен был увековечить победу при Сен-Кантене. В 1558 и 1559 Моро, наконец, достроил свой дом в Утрехте и у него появилось время для создания автопортретов, где он изобразил себя одетым в черный атлас и сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями, с cознанием собственной значительности, но без высокомерия (1558, Флоренция, Уффици). Это была эпоха более свободных изображений буржуазии ("Музыкант Жан Лекок и его жена", 1559, Кассель, музей).В августе 1559 Моро отправляется в Испанию в составе королевской свиты, но остается здесь не больше года и пишет портреты Пежерона, шута графа Бонавенте (Мадрид, Прадо) и инфанты Хуаны, сестры Филиппа II и юной вдовы принца Бразильского (1559). В 1560 Моро вновь в Утрехте, где встречает своего наставника Яна ван Скореля, старческий облик которого он запечетлевает в медальоне-обманке (1560, Лондон, Общество антикваров). В те же годы художник пишет "Портрет карлика кардинала Гранвелла" (Париж, Лувр) и "Ювелира" (1564, Гаага, Маурицхёйс). Утрехт остается любимым городом художника, который он покидает только для исполнения официальных заказов. Так, он пишет портрет новой правительницы Нидерландов, Маргариты Пармской (Берлин-Далем, музей), четвертой жены Филиппа II, юной Анны Австрийской (1570, Вена, Музей истории искусств). Эти картины перемежаются портретами юристов и деловых людей ("Томас Грешэм и его жена", Амстердам,Гос. музей), более гибкими по стилю и более глубокими по психологической выразительности. В 1568 и 1569 Моро снова проводит несколько месяцев в Лондоне,как о том свидетельствуют датировки некоторых английских портретов. Нам неизвестно никаких документов относительно деятельности художника после 1570. Однако за несколько месяцев до смерти Моро пишет портрет своего друга, нумизмата Хуберта Голциуса (1576, Брюссель, Кор.музей изящных искусств). Творчество Моро связано с территориями,которые контролировались Испанией. Его портреты известных лиц той эпохи отражают скрупулезное наблюдение, переданное очень сдержанными мазками. Он оказал значительное влияние на Франса Поурбуса Старшего, Адриана-Томаса Кея и испанца Санчеса Коэльо.

Работы художника

VIII(25)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz