Леди в ванной.(Портрет Дианы де Пуатье).Около 1571 г.
Дерево, масло.
Размеры: 92,3-81,2 см.
В коллекциях музея с 1961 г. Ранее: собр. сэра Ричарда Фредерика, Барвуд-парк; собр. Кука, Ричмонд, Суррей; собр. Сэмюэля Кресса.
Инв.№1961.9.13
В XIX веке его модель отождествлялась с Дианой де Пуатье, а изображенные рядом с ней дети- отпрыски её возлюбленного Генриха II и Екатерины Медичи, отданные ей на попечение. В таком случае единорог, вышитый на кресле- указание на рог единорога, купленный Дианой для лечения детей, поскольку считалось, что он обладает целебными свойствами. Однако сравнительно недавно датировка картины изменилась. Прическа дамы, напоминает "Портрет Елизаветы Австрийской" работы того же Клуэ, рисунок к которому датируется 1571г. Поскольку Диана умерла в 1566 году, исследователи стали предполагать, что на портрете изображена какая-то другая королевская фаворитка- например, Габриэлла дЭстре, возлюбленная Генриха IV, или Мария Туше, фаворитка Карла IX. В 1966 году Роже Тренке опубликовал самое любопытное из всех предположений- он полагает, что на портрете изображена Мария Стюарт, королева Шотландии, и что картина написана для некоего заказчика-гугенота, возможно Франсуа, маршала Монморанси, и представляет собой сатиру. Хотя лицо модели очень идеализировано, оно без сомнения напоминает известные портреты шотландской королевы. В таком случае младенец- её сын, а черные ленты на пеленке намекают на крест св.Андрея и, возможно, на смерть отца мальчика- Дарнли. Он же изображен и в образе четырех-пятилетнего мальчика, который тянется за фруктом- символ его борьбы за шотландскую корону. Кроме того, единорог и виноград входили в эмблему Марии Стюарт. Колин Эйслер, который поддержал предположение Тренке, добавил к этому, что шапочка купальщицы "ближе английской, нежели французской моде". |