Искусство. Национальные школы живописи.
Среда, 19.01.2022, 07:00
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная питер брейгель старшийРегистрацияВход
Меню сайта

 

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ Старший (1525-1569) PIETER BRUEGEL the Elder

 

Эгидиус Заделер. Портрет Питера Брейгеля, прозванного мужицким.1606 Государственный Эрмитаж. Инв.№ОГ192812

Питер Брейгель Старший- Pieter Brueghel d.A. Родился ок.1525г., Брейгель, близ Бреды- ум. в 1569 в Брюсселе. Живописец, рисовальщик и гравер, ставший своего рода символом нидерландского искусства, творчество которого отразило любовное созерцание природы и одновременно печальные умозаключения философа. Учился он в Антверпене у придворного живописца императора Карла V Питера Кока ван Альста. Впоследствии женился на его дочери. Позже работал на издательство Иеронима Кока как рисовальщик. В 1551г. со статусом мастера был принят в антверпенскую гильдию Св.Луки. Вскоре после этого отправился в Италию, задержавшись, по-видимому, на некоторое время во Франции. Существует предположение, что он путешествовал вместе с Мартином де Восом. По пути сделал множество пейзажных зарисовок, большая часть которых была ориентирована на их перевод в гравюру. В 1552г. в Риме свел близкое знакомство со знаменитым миниатюристом Джулио Кловио. Выполненные в этот период работы подтверждают незаурядность таланта молодого Брейгеля. В 1554г. он вернулся на родину. Карел ван Мандер приводит замечательно характеризующее Брейгеля образное высказывание: ,,Когда он путешествовал по Альпам он проглотил все горы и скалы, а возвратившись домой, извергнул их на свои полотна". И уже в следующем году Иероним Кок на основании этих рисунков издал целую серию гравированных пейзажей. Впечатления от путешествия не изменили его склонности к изображению близкой ему крестьянской жизни. Традиционно принято считать, что тематика его произведений вместе с некоторыми техническими приемами живописи были восприняты от Иеронима Босха, хотя Брейгель у него никогда непосредственно не учился. Влияние мировидения Босха особенно наглядно проявилось в его гравюрах, выполненных по рисункам Брейгеля, например, в серии, носящей название ,,Семь смертных грехов", гравированной Питером ван дер Хейденом по заказу Иеронима Кока. Несколько позднее в издательстве того же Кока будет напечатана по его инвенциям серия военных кораблей и морских видов. По возвращении из Италии Питер Брейгель на некоторое время остановился в Антверпене, затем переехал в Брюссель, женился там и ,,жил до своей кончины". Как пишет в ,,Книге о художниках" младший его современник Карел ван Мандер, он любил участвовать в деревенских праздниках, тонко подмечая простонародную манеру пить, есть, ухаживать за женщинами, плясать. Он обладал замечательным даром с виртуозной живостью передать в своих картинах широчайший диапазон эмоциональных, мимических и пластических нюансов, часто сочетая это со сложными аллегорическими иносказаниями. За пристрастие к деревенским сюжетам и прозван был ,,забавным", или ,,мужицким". Кстати, именно он ввел в нидерландскую живопись изображение деревенских праздников, ярмарок, так называемых кермесс. Его серьезно занимали глубокие философские и морально-нравственные темы, которые он пытался раскрыть через хитроумные аллегории или религиозные сюжеты, перенеся время и место действия в современную действительность. В иных же предстает гармонично упорядоченная панорама реальной жизни. Остроумно и образно иллюстрировал он народную мудрость, заключенную в пословицах и поговорках (,,Кухня тучных людей и кухня тощих", ,,Война сундуков и копилок", ,,Битва поста и масленицы" и т.д.). С грустью Брейгель иронизирует над вечными заблуждениями человека, значительно расширяя диапазон аллегорических образов и демонстрируя безграничные возможности своего причудливого воображения. В замечательно разработанных композициях, как правило многофигурных, обнаруживающих столь неординарный интеллектуальный потенциал и мастерство, всегда присутствует пейзаж или какой-нибудь элемент любимой им природы. Картины его ещё при жизни переводились в гравюру. В ряду наиболее выдающихся их интерпретаторов можно назвать Хондиуса, Ворстермана, Филиппа Галле, Яна Вирикса. Восторженным ценителем его искусства был Рубенс. Австрийские Габсбурги, оказывавшие всяческое покровительство Брейгелю, собрали большую часть его произведений, хранящихся сейчас главным образом в Венском художественно-историческом музее. Весьма неравнодушен к его таланту был могущественный министр Карла V кардинал Гранвела. Брейгель и сам проявлял повышенный интерес к географии, близко дружил со знаменитым географом и картографом Абрахамом Ортелиусом, который в своем сочинении ,,Album Amicorum" (ок.1573) по поводу Брейгеля писал: ,, Он не только самый великий из художников, но содержит в себе всю вселенную живописи. Вот почему я его считаю учителем, подражать которому могут все". Творческие контакты и духовная близость связывала Брейгеля также с известным художником и мыслителем Дирком Волкертом Коорнхертом. Брейгель умер 44 лет от роду и погребен в церкви Нотр-Дам в Брюсселе. Художник оставил двадцатипятилетнюю вдову Марию и двух сыновей, будущих художников Питера Брейгеля Младшего (прозванного Адским) и Яна Брейгеля Старшего (прозванного Бархатным). Кроме рисунков до нас дошло около 50 картин и 100 гравюр. Карел ван Мандер сообщает, что ,,Брейгель был человек спокойный и рассудительный; говорил он мало, но в обществе был очень забавен и иногда любил попугать и посторонних людей и своих собственных учеников разными вымышлявшимися им привидениями и звуками".

Работы художника

Библиография:

Гершензон- Чегодаева Н.М. Брейгель. М.,1989; Mander - Hymans. V.1.P.299-305; Guicciardini L. Descrittione di tutti Paesi Bassi. Antwerpen, 1572; Idem. Pietro Brueghel di Breda grande imitatore della scienza et fantasie di Girolamo Bosco, onde n ha anche acquistato il sopranome di secondo Girolamo Bosco.1581. P.145.

VIII(109)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2022