Искусство. Национальные школы живописи.
Понедельник, 18.10.2021, 00:31
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная питер пауль рубенсРегистрацияВход
Меню сайта

 

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577-1640) PIETER PAUL RUBENS

 

Пауль Понтиус. Автопортрет Питера Пауля Рубенса.1630 г. Государственный Эрмитаж. Инв.№ОГ62239

Питер Пауль Рубенс- Pieter Paul Rubens. Родился в 1577 г., Зиген (Германия), ум. в  1640 г., Антверпен. Учился сначала у Тобиаса Верхахта, затем -у Адама ван Норта и, наконец, у Отто Вениуса. Жил в Италии (с 1600), где стал придворным художником герцога Мантуанского. Работал главным образом в Риме, а также в Мантуе, Генуе, Венеции. По поручению герцога Мантуанского ездил в Испанию (1603). Вернувшись (1608) на родину, получил звание придворного художника испанских правителей Нидерландов- инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта, жил в Антверпене. По возвращении из Италии возглавил большую мастерскую, надолго ставшую центом художественной жизни страны. Многочисленные заказы, поступавшие к нему со всех концов Европы, Рубенс выполнял совместно с учениками и помощниками, многие из них были самостоятельными мастерами. Писал картины на религиозные, мифологические, аллегорические и исторические сюжеты, сцены охот, сражений, пейзажи, портреты. Традиционно считается главой фламандской живописной школы и ярчайшим выразителем стиля барокко. Он был сыном антверпенского адвоката Яна Рубенса, вынужденного по личным обстоятельствам переехать в Кёльн. После смерти отца в 1587г. семья вернулась в Антверпен. Учителями будущего художника были Тобиас Верхахт, Адам ван Норт и Отто Вениус. Высокообразованный отец приобщил его к латыни и греческому. В его характере рано определилось умение держать дела в порядке и выполнять свои обязательства, а также стремление к знаниям, к упорядоченному образу жизни и к разнообразной деятельности. В 1598 г. Рубенс стал членом антверпенской гильдии Св.Луки. В 23 года он отправился в Италию. 1600-1608гг. провел в качестве придворного живописца на службе у мантуанского герцога Винченцо Гонзага. За это время он побывал в Риме, Генуе, Венеции и Флоренции, изучал античные памятники, произведения Леонардо, Микеланджело, Тициана. В 1603г. по поручению герцога ездил к испанскому двору в Мадрид. Выучив итальянский язык, которым будет пользоваться как основным в своей переписке, обладая широким диапазоном знаний, тонким, проницательным умом, редким даром общения и человеческим обаянием, он скоро сблизился с видными римскими гуманистами и именитыми вельможами. Пребывание в Италии, ставшее основополагающим этапом в его творческой карьере, прервала тяжелая болезнь матери. Вернувшись в Антверпен, он открыл мастерскую, ставшую вскоре центром художественной жизни Фландрии. В 1609г. получил звание придворного художника правителей Нидерландов эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы. Это обстоятельство, фамильные корни, а также женитьба на дочери антверпенского сенатора, восемнадцатилетней Изабелле Брандт, крепко связали его с Антверпеном. В своем искусстве Рубенс тяготел к масштабным формам и значительным темам. Это были библейские и мифологические сюжеты, красочные аллегории с многозначными аллюзиями на актуальные события. В ярком колорите его живописи отражалась, кажется, гармоничность самой его энергичной натуры и здорового жизнелюбия. Его герои, рожденные богатейшим творческим воображением, аллегорические фигуры, христианские святые, мифологические божества восхищают телесной и духовной мощью, пафосом жизненных сил. Художественный язык созданных им монументальных величественных форм, в уравновешенно -гармоничном сочетании с красочной интенсивностью, стал мерой представления о фламандском национальном мировосприятии. Слава Рубенса скоро вышла за пределы Антверпена и страны. К нему стали поступать заказы от важных сановников и правителей Германии, Англии, Дании. В 1622г. он приступил к исполнению заказа французской королевы Марии Медичи на декорирование двух галерей строившегося Люксембургского дворца в Париже. Широкий диапазон его интересов и сфер деятельности, равно как и коммерческое чутье, обусловили появление знаменитой, гравировальной мастерской, которая объединила лучшие силы граверов школы Филиппа Галле. Превратившись в основной центр фламандской резцовой гравюры, она давала не только хорошую прибыль, но и создавала замечательную репутацию и рекламу художнику. В 1630г., через четыре года после смерти Изабеллы Брандт, Рубенс женился вторым браком на дочери богатого торговца шпалерами, шестнадцатилетней красавице Елене Фоурмен. Брак оказался очень счастливым и принес ему пятерых детей (к двум сыновьям от Изабеллы Брандт). Черты Елены легко узнаются в обликах многих героинь его композиций. В 1635г. он закончил серию из девяти огромных полотен для дворца Банкетинг Хаус в Лондоне. Ему же было поручено магистратом Антверпена руководство в создании серии декоративных построек в связи с торжественным въездом в город нового наместника, преемника умершей инфанты Изабеллы, кардинала- инфанта Фердинанда. Это лишь скупые штрихи его яркой и невероятно плодотворной жизни. Похоронен в Антверпене, в церкви Св.Якова, в капелле, выстроенной его вдовой и детьми.

Работы художника

Библиография:

Варшавская М. Картины Рубенса в Эрмитаже. Л.1975; Петер Пауль Рубенс. Письма, документы, суждения современников. М.1977. С.318,341,360,364; Baglione. P.246-249; Bellori. P.131-150; Rooses M. Loeuvre de P.P.Rubens. Histoire et description de ses tableaux et dessins. Anvers,1892.P.174; Gulden Cabinet.P.56-59; Rubens e lincisione nell collezioni del Gabinetto Nazionale delle Stampe.1977.N223; Pietro Paolo Rubens.1577-1640. Catalogo a cura di Didier Bodart. De Luca.1990.P.207.N106.

X(43)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2021