Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 26.05.2020, 03:26
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная квентин массейсРегистрацияВход
Меню сайта

 

КВЕНТИН МАССЕЙС (1465-1530) QUENTIN MASSYS
 

Квентин Массейс (Квинтен Метсейс нидерл. Quentin Massys, Quinten Matsys/Metsys; 10 сентября 1465/1466, Лёвен, Южный Брабант — 13 июля/16 сентября 1530, Антверпен) — фламандский живописец. Стремился к синтезу принципов нидерландского и итальянского Возрождения. Сын лувенского медника, он, по словам К.ван Мандера, до 20 лет занимался делом отца. Впервые Массейс упоминается в 1491 по случаю его зачисления в гильдию живописцев Антверпена. Вероятно, живописи он учился в Лувене у сыновей Дирка Боутса, но начало его творческой деятельности определить достаточно трудно из-за того, что многие его произведения были датированы позже, уже в 1509.Одной из самых ранних его работ является, возможно, "Мадонна с младенцем"(Брюссель, Кор. музей изящных искусств). Изображение Мадонны на троне, решенном в роскошных готических формах, знаменует собой архаизирующую тенденцию в творчестве художника, а сентиментальная поза младенца, читающего книгу в объятиях своей матери, вписывается в традицию Герарда Давида. Колорит построен на полутонах - художник порывает с яркими тонами живописи XV в. Композиция "Оплакивания Христа" (частное собрание) вдохновлена картиной Петруса Кристуса и предшествует большим произведениям мастера. В 1509 он завершает большой "Алтарь св.Анны" для ц. св. Петра в Лувене, заказанный художнику в 1507 (в закрытом виде - 2,25 х 2,20 м). В центре изображена Мадонна с младенцем и св. Анной, на внутренней стороне створок - "Явление ангела Иоакиму" и "Смерть св. Анны"; на внешней - "Иоаким, раздающий свое имущество бедным" и "Отказ от даров Иоакима". Персонажи на створках расположены во фризовой композиции, не имеющей большой глубины; импозантные силуэты фигур выделяются, как на гобелене. В великолепном колорите триптиха преобладает характерная для художника гамма полупрозрачных полутонов. Обширный пейзаж на заднем плане не нарушает единства групп. Хотя вкус к роскоши, тяжелые драпировки и типажи еще восходят к традиции XV в., трактовка формы, а также струящаяся атмосфера свидетельствуют о влиянии на Массейса искусства итальянского Возрождения. В 1508, когда "Алтарь св. Анны" еще не был завершен, Массейс получил заказ на алтарь плотников для антверпенского собора (Антверпен, Кор. музей изящных искусств). 26 августа 1511 художник заканчивает этот второй триптих, более крупный, чем первый (в закрытом виде - 2,60 х 2,70 м), и посвященный "Оплакиванию Христа", изображенному в центре. "Мученичество двух св. Иоаннов" изображено на внутренней стороне створок, те же святые в гризайле представлены на внешней стороне. По своей композиции центральная часть близка "Алтарю св. Анны". Персонажи вырисовываются на фоне пейзажа Голгофы; тонкость моделировки сопровождается чистым выражением горя. Боковые створки резко контрастируют с центральной частью алтаря: лица персонажей, участвующих в этих запутанных, полных движения композициях, искажены страстными, почти карикатурными гримасами. В те же годы художник создает и третий алтарь, предназначенный для монастыря Мадри ди Деуш в Лиссабоне. Его сюжет -"Семь скорбей Марии". Центральная часть (Лиссабон, Нац. музей старинного искусства) - это одно из первых изображений Страдающей Богоматери с сердцем, пронзенным шпагами. Сохранилось и шесть других створок, в частности "Бегство в Египет" (Вустер, музей). В этом алтаре проявляется стремление художника вывести персонажи на первый план и одновременно поместить их в атмосферу, смягчающую силуэты. Возможно, помощником Массейса в работе над алтарем был его ученик Эдуарде Португальский, поступивший в его мастерскую в 1504 и в 1508 получивший звание мастера. Картина "Меняла с женой" (1514, Париж, Лувр) свидетельствует об архаизирующих тенденциях в творчестве Массейса. В его интересе к "обманкам" и драгоценности живописной манеры можно видеть возвращение к искусству ван Эйка. Художник переписывает "Св.Элоизия" Кристуса (Нью-Йорк, музей Метрополитен), а также создает работы, для которых, напротив, характерно все возрастающее влечение к итальянской живописи. Портреты Эразма Роттердамского (Рим, Нац. гал., гал. Барберини) и Петра Эгидия (Лонгфорд-Касл, Англия) показывают персонажей в естественных позах, как в "Меняле", но в более хрупкой атмосфере. Влияние Леонардо заметно в "Мадонне со св. Анной", а также в "Мадонне Ратье" (1529, Париж, Лувр) и "Магдалине" (Антверпен, Кор. музей изящных искусств). К Леонардо восходит, вероятно, и карикатурная тенденция ("Старик", 1514, Париж, музей Жакмар-Андре: "Некрасивая женщина", Лондон, частное собрание), проявившаяся и в жанровых сценах, вдохновивших Маринуса ван Реймерсвале ("Старый кавалер", Вашингтон, Нац. гал.; "Ростовщик", Рим, гал Дориа Памфили).Но художник обращался и к более традиционным темам в их драматической интерпретации (заимствованное в кругу ван Эйка "Распятие", Вадуц, собрание Лихтенштейна; основанное на композиции Рогира ван дер Вейдена "Снятие с Креста", Париж,Лувр; восходящее к Герарду Давиду "Поклонение волхвов", 1526, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Важная роль, отведенная в этих картинах пейзажу, поставила перед исследователями проблему сотрудничества Массейса с Патиниром, что особенно заметно в композиции "Искушение св. Антония" (Мадрид, Прадо), которую поочередно приписывают то одному, то другому художнику. Искусство Массейса, представляющее собой некий компромисс между традицией XV в. и итальянскими влияниями, во все времена пользовалось огромной популярностью.

Работы художника

VIII(53)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz