В иконах начала XIV века проявляется зеленовато-серебристая гамма, которая станет одним из основных признаков ростовской группы памятников, наряду с локальными цветовыми пятнами в изображении одеяний святых и выразительной графической линией. Колорит ростовских икон отличают ненасыщенные, мягкие цвета, тонкий, почти прозрачный красочный слой. В отличие от образов новгородской школы, в ростовской живописи почти никогда не встречается яркая киноварь, здесь преобладают оттенки охристых, коричневых, розовых, вишневых тонов, неяркие синий и зеленый цвета. Удлиненные пропорции фигур, как и живые повороты персонажей в композициях этого периода, указывают на стремление воспроизвести палеологовский стиль, но рисунок здесь неуверенный, складки одежд изображены схематически. Эти особенности характеризуют живопись всего XIV столетия (например, житийная икона Николы Зарайского).
В XV веке влияние Московской школы иконописи заметно увеличивается, особенно после ликвидации в 1474 году Ростовского удельного княжества. Но еще в первой половине столетия художники стремятся подражать изысканной московской живописной манере. В произведениях этого времени усиливаются мягкость и лиризм, что можно увидеть в образе «Богоматери в Моление» из деисусного чина с. Гуменец. Здесь линия становится еще более выраженной, а в колорите появляются резкие сочетания цветовых пятен.
В XVI веке в Ростове еще работают местные иконописцы, но влияние Москвы становится столь велико, что черты местной школы все более размываются. В XVII веке экономическая, культурная и творческая жизнь региона была сильно замедленна из-за польско–литовской интервенции. Таким образом, временем наибольшей самостоятельности стиля и единством традиций, позволяющих говорить о ростовской группе икон как о школе, были XIII-XIV века.