Натюрморт зарождается в качестве самостоятельного жанра почти одновременно в северной Италии, Нидерландах и Испании в конце XVI века. Развитие этого нового жанра определенным образом связано с набирающим силу стелем барокко и его склонностью к правдивому восприятию жизни и природы, но также оно обусловлено возвращением к античному багажу знаний и искусству убеждения, в частности, к попытке подражать и превзойти Зевксиса, древнегреческого художника, изображавшего виноградную гроздь с такой правдоподобностью, что птицы пытались клевать ее. Первые известные натюрморты в Испании принадлежали кисти художника Блас дель Прадо, хотя, к сожалению, ни одна из его работ, выполненных в этом жанре, не дошла до нас. Похоже, что Хуан Санчес Котан, автор самых ранних работ, выполненных в этом жанре и дошедших до наших дней, учился в Толедо у этого художника. В самом начале XVII века Санчес Котан определил жанровое направление натюрморта в Испании, придав ему свой собственный, неповторимый характер, который продолжал оставаться неизменным почти на всем протяжении исторического развития так называемой испанской школы живописи. На его натюрмортах каждый предмет вполне реален, даже прозаичен и вместе с тем своеобразно героизирован, монументален, а объемность изображаемых предметов подчеркивается интенсивным освещением. Эти черты отличали испанский натюрморт не только от более живых и несколько театральных итальянских образцов этого жанра, но и от холодной точности французской школы, а также от буйной роскоши и изобилия фламандцев. Поскольку Санчес Котан был картезианским монахом, некоторые толкователи пытались увидеть скрытый религиозный смысл в его работах, но , скорее всего, со стороны художника вовсе не было такого намерения, и его современники, скорее всего, не усматривали в его натюрмортах какого-либо божественного смысла. Что восхищало современников художника, так это его виртуозное мастерство и точность при отображении реальности, но , пользуясь значительной долей успеха в определенных культурных кругах, натюрморт так и продолжал оставаться второстепенным и незначительным жанром в глазах широкой общественности. Взяв за образец простые и строгие натюрморты Санчеса Котана, Хуан ван дер Хамен создал изысканные и продуманные пространственные композиции, внеся в них элементы роскоши, которые воплощают придворную жизнь. Натюрморты Фелипе Рамиреса, чья биография осталась неизвестной, также демонстрируют сильное влияние и приверженность традициям Санчеса Котана.