АМБРОДЖО да ФОССАНО БЕРГОНЬОНЕ
Оплакивание Христа.Около 1485 г.
Дерево, масло.
Размеры:64,7 - 49,3 см.
Приобретена из коллекции Эстерхази в 1870 году.
Инв.№65
По композиции эта картина напоминает посвященную этой же теме работу Винченцо Фоппы - учителя Боргоньоне, которая была создана около 1490 года (ранее находилась в Берлинском музее). От своего учителя Боргоньоне перенял четыре фигуры переднего плана и фигуру Христа, правда, довольно сильно изменив их. Эта композиция была распространена в ломбардской живописи, для изображения этой темы чаще всего использовался именно этот вариант композиции. Фоппа определил не только типы композиций, но и стилистику ломбардской живописи эпохи кватроченто. Его влияния не избежал и весьма талантливый Боргоньоне. Кроме Милана, Боргоньоне много работал в Павии. В монастыре картезианского ордена и сейчас хранятся его многочисленные произведения. В 1481 году Боргоньоне был уже самостоятельным мастером. Судя по своеобразию типа лиц, можно сказать, что будапештская картина была написана во время пребывания в Милане Леонардо да Винчи. Главные образы темы оплакивания Христа определены традицией и местным стилем, но среди второстепенных фигур можно видеть много лиц, отмеченных большим портретным реализмом. Это явление часто встречается во французском и, главным образом, фламандском искусстве того времени, которое тогда имело уже очень сильное влияние в Ломбардии, Лигурии и Пьемонте.
Святой Рох и святой Людовик Тулузский. 1505-1510 гг.
Дерево, масло.
Размеры:88- 63,5 см.
Поступила из наследства графа Яноша Палффи, из его Пожоньского дворца, в 1912 году; граф купил ее в Милане в 1881 году.
Инв.№4212
Возможно, эта картина была верхней правой частью какого-нибудь алтаря. Она написана немного позднее предыдущей и схематичнее ее. Сходные с ней картины - может быть, с того же алтаря - находятся в миланских собраниях Кастелло Сфорцеско и Амброзиане. Здесь Боргоньоне уже отказывается от нововведений Леонардо да Винчи и избирает путь архаизации. Роль света уменьшается, на место захватывающего пейзажа на заднем плане возвращается нейтральный золотистый фон. Однако Боргоньоне все-таки не может полностью освободиться от новых взглядов. Выступающая мощная фигура святого Людовика, несомненно, остается типичным образом эпохи Ренессанса, она напоминает огромные фигуры миланских фресок Браманте.