ФРАНСУА БУШЕ
Геркулес и Омфала.
Холст, масло.
Размеры: 90-74 см.
До 1770 г. в собрании Рандона де Буассе, Париж; до 1787 в собрании графа Водрейль, Париж;затем в собрании Голицына, Москва; до 1827 приобретена князем Юсуповым Н.Б.; c 1930 г. в ГМИИ.
Инв.№2764
EXHIBITION:François Boucher.February 17,1986,to May 4,1986.The Metropolitan Museum of Art.New York.
Картина занимает уникальное место в творчестве Буше, отличаясь как необычностью трактовки мифологического сюжета, так и чрезвычайной свободой живописного исполнения.Кто бы ни писал об этой картине Буше, все неизменно цитируют строки А.Бенуа: ,,Как-то даже не верится ,чтобы Буше мог написать бурную эротическую сцену ,,Геркулес и Омфала",в которой все, начиная от бега линий и кончая горячими красками тела, напоминает стихийную страстность и бешенный темперамент фламандцев и гораздо ближе стоит к...горячей искренности Рубенса, нежели к позднейшим характерным произведениям самого Буше.
Юпитер и Каллисто.1744 г.
Холст, масло.
Размеры: 98-72 см.
1779 в собр. аббата Жевинье, Париж; 1780-е приобрет.князем Н.Б.Юсуповым; c 1925 г. в ГМИИ.
Инв.№733
Сюжет восходит к любимому литературному источнику Буше- ,,Метаморфозам" Овидия.В отличии от большинства художников, обращавшихся к этому сюжету до него и изображавших Каллисто вместе с Дианой либо до, либо после соблазнения, Буше изображает саму сцену соблазнения. Представив Юпитера в образе Дианы, Буше во всех композициях отводит заметное место изображению орла, воплощающего присутствие богов, который внимательно наблюдает за происходящим.
Пейзаж с отшельником.1742 г.
Медь, масло.
Размеры: 66,5-55,5 см.
В 1772г. приобрет. из собр.Кроза, Париж для Эрмитажа; с 1930 г. в ГМИИ.
Инв.№2765
EXHIBITION:François Boucher.February 17,1986,to May 4,1986.The Metropolitan Museum of Art.New York.
В новелле Лафонтена нерешительная девушка, долгое время отвергавшая влюбленного в него юношу, идет к отшельнику за советом. Узнавший об этом юноша переодевается в монашескую рясу, чтобы самому дать ответ. Трактовка новеллы у Буше весьма оригинальна, поскольку главное место в композиции занимает пейзаж. Предположительно картина написана по заказу Луи Антуана Кроза. Использование медной доски такого большого размера уникально в творчестве Буше.
Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем.1758 г.
Холст, масло.
Размеры: 118-90 cм.
1759-1764 в собр. маркизы Помпадур, Париж;до 1918 г. в собр.графов Воронцовых-Дашковых, Петербург; с 1925г. в ГМИИ.
Инв.№1758
Картина появилась в Салоне 1759 года вне каталога под названием -Рождество и имела многочисленные отзывы в печати, в том числе известный отзыв Дидро, в котором нашла отражение двойственность отношения критика к художнику: ,,Признаюсь, что колорит его фальшив, а краски слишком ярки, что младенец неестественно розового цвета, что в подобном сюжете нет ничего более нелепого, нежели вычурное ложе с балдахином, но Богоматерь несказанно прекрасна, трогательна и полна любви."
Ферма.1752 г.
Холст, масло.
Размеры: 57,5-71 см.
До 1786 г. в собрании Ж.О.Бержере, 1786 г. фигурировала на распродаже собрании Бержере; собрание Белло; до 1918 в собр. Шаховской-Глебовой, усадьба Покровское-Стрешнево под Москвой;с 1924г. в коллекциях ГМИИ.
Инв.№735
Женская головка.(Пробуждение)
Пергамент, пастель.
Размеры: 39-21 см.
В 1890-е приобретена Д.И.Щукиным у антиквара Астапова ;c 1924 в ГМИИ.
Инв.№729
Спящая Венера.
Холст, масло.
Размеры: Овал 49-69 см.
Парная к ,,Вакханка, играющая на свирели" .
Инв.№732
Вакханка, играющая на свирели (Эригона).
Холст, масло.
Размеры: Овал 49-62 см.
До 1786 г. в собрании герцога Шуазеля; в собрании Собер и Демаре, распроданном в 1789 ;до 1815 приобретена Н.Б.Юсуповым вместе с парной картиной ,,Спящая Венера"; c 1924 в Эрмитаже; с 1927 в ГМИИ.
Инв.№731