Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 12:21
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж чезаре да сестоРегистрацияВход
Меню сайта

 

ЧЕЗАРЕ да СЕСТО

Святое Семейство со святой Екатериной.

Холст, масло,переведена с дерева.

Размеры:89-71см.

Пост. в 1769, приобретена за 5000 руб. Ранее: в конце XVI в. — собр. сенатора Галеаццо Висконти в Милане.

Инв.№ГЭ80

Год приобретения картины (под именем Леонардо да Винчи) указан Штелином в конце XVIII в. (см.: Штелин 1990). Миланези (Vasari — Milanesi 1879) сообщал, что книга, на которую опирается Младенец, снабжена монограммой Леонардо да Винчи. Указание ошибочное, так как Иисус не опирается на книгу и на картине нет монограммы. Как работа Леонардо да Винчи произведение включалось в каталоги Эрмитажа до конца XIX в. Начиная с Кат. 1899 — c правильной атрибуцией — Чезаре да Сесто. Еще Ваген (1864), признавая «Св. семейство» работой Леонардо, упоминал, что некоторые исследователи считают автором композиции Чезаре да Сесто. Как возможного автора эрмитажной картины Чезаре да Сесто называли Боде (1882, 1884) и Пентер (1883), последний считал, что для самого Леонардо эта вещь «слишком сладкая и незначительная». Существующая ныне атрибуция была сделана Морелли (1890), который идентифицировал «Св. семейство» с картиной Чезаре да Сесто, находив- шейся в конце XVI в. во владении сенатора Галеаццо Висконти в Милане. При этом Морелли ссылался на Мориджа, который писал в 1595: были там две картины «Чезаре да Сесто, ученика и верного подражателя божественного Леонардо Винчи… одна — крещение нашего Господа и другая — Мадонна с младенчиком на руках со св. Иосифом и св. мученицей» (Morigiа 1595. Libro 5. P. 227). В настоящее время атрибуция эрмитажной картины Чезаре да Сесте общепризнанна. В XIX в. высказывалось предположение, что в образе св. Екатерины изображена Филиберта Савойская, с 1515 супруга Джулиано Медичи герцога Немурского, невестка папы Льва Х (Stendhal 1817). Первым шагом к созданию эрмитажного произведения послужила фреска «Мадонна с Младенцем и донатором», выполненная Чезаре между 1509 и 1512 (Carminati 1994. P. 155) в римском монастыре Сант’Онофрио. Поза Марии, сидящей на мраморной скамье, лицо, освещенное мимолетной улыбкой, поза и положение рук Иисуса во многом предвосхищают то, что позднее художник воплотит в «Св. семействе со св. Екатериной». Центральная часть эрмитажной композиции совпадает с группой Марии и Иисуса на картине «Мадонна с Младенцем на троне, Иоанном Крестителем и св. Георгием» (Мемориальный музей М. X. Де Янга, Сан-Франциско; инв. № К1625; 254,7 × 205,8). Американскую картину датируют поразному, преимущественно 1512 (П. Леоне де Кастрис, см.: Leonardo e il leonardismo 1983. P. 158) или ок. 1513 (Perissa Torrini 1980; Carminati 1994. P. 160). Шепли (1968) указывала, что эта картина выполнена ок. 1515–1520 и по крайней мере до 1521 — года создания Джампьетрино «Мадонны с Младенцем и Иоанном Крестителем» (церковь Сан Марино, Павия) — алтаря, написанного под влиянием картины Чезаре да Сесто, находящейся ныне в Сан-Франциско. Малагуцци-Валери (1908) и Суйда (1929) полагали, что эрмитажная картина предшествует произведению из Мемориального музея М. X. Де Янга. Позднее Суйда (1955) изменил свое мнение и счел, что картина из американского собр. создана после эрмитажной. Такой же точки зрения придерживается Перисса Торрини (1992. P. 402): «Петербургская „Мадонна с Младенцем“ кажется вырезанной из центральной части алтаря из Сан-Франциско и перенесена сюда». Единого мнения по поводу времени создания петербургской картины нет. Как правило, ее датируют между 1512 и 1520. Суйда (1929) относил «Св. семейство» к группе работ, выполненных между 1512 и 1516, а затем (1955) предпочел более позднюю дату — после 1520. Леонe де Кастрис (Leonardo e il leonardismo 1983) считает, что «Св. семейство» было написано в 1514. Перисса Торрини (1992) датирует произведение 1516–1517. Той же точки зрения придерживается Карминати (1994), полагая, что художник повторил удавшуюся ему группу из алтаря св. Георгия в «Мадонне с барельефом» (под таким названием в литературе иногда фигурирует эрмитажная картина). С нашей точки зрения, после первого пребывания в Риме (1508 — ок. 1513), где, в частности, Чезаре был расписан люнет в монастыре Сант’Онофрио, мастер создал в Мессине алтарь со св. Георием и Иоанном Крестителем ок. 1513, затем по возвращении в Милан, ок. 1514, — «Святое семейство со св. Екатериной», а несколькими годами позже «протоманьеристическое» по духу «Поклонение волхвов» (Музей Каподимонте, Неаполь), в котором еще раз повторил фигуру св. Иoсифа, смотрящего на Младенца через плечо Марии. Бауер (1996) отметил, что эрмитажная картина принадлежит к числу наиболее значительных работ миланского периода. В так называемом блокноте (Taccuino) Чезаре c 26 листами его рисунков (перо, коричневые чернила по красному мелку) есть наброски, связанные с эрмитажным произведением. Блокнот хранится в Библиотеке Пьерпонт Моргана в Нью-Йорке. Начало зарисовок относят к периоду между 1511 и 1513, но художник продолжал пользоваться этой тетрадкой до второго десятилетия XVI в. На двух сторонах листа (N F.M.II 33, recto и N F.M.II 34, verso) изображена в рост святая с книгой и пальмовой ветвью в руках, та же фигура повторена на листе с инв. N F.M.II 59 (recto). В ней нетрудно узнать св. Екатерину из живописного варианта, изменения коснулись только среза фигуры. Еще на одном листе той же тетради (N F.M.II 48, verso) в левой нижней части — набросок сидящей Мадонны с Младенцем на руках, «являющийся несомненно подготовительной штудией к Мадонне с Младенцем, которая восхищает в алтаре из собрания Кресса (и в Мадонне из Санкт Петербурга) с той только разницей, что на рисунке голова Мадонны наклонена вправо, а в живописи дана в великолепном вертикальном положении» (Carminati 1994. P. 264). Рисунок архитектурной детали с изображением фантастического существа (inv. N Folios 39, verso) художник использовал неоднократно в качестве прототипа рельефов в таких произведениях, как «Мадонна со св. Георгием» и «Св. семейство» из Эрмитажа, где барельеф украшает мраморную скамью, на которой сидит Мария. Исследователи единодушны в том, что в петербургской картине ощутимы впечатления Чезаре от искусства как Рафаэля, так и Леонардо. Первые касаются того, как композиционно соединены Мария с Младенцем (Чезаре неоднократно зарисовывал рафаэлевские образцы), вторые — типа лиц и мимики Марии и Екатерины, а также головы св. Иосифа, напоминающей «характерные головы» Леонардо. Копия «Св. семейства со св. Екатериной», чуть измененная в деталях, находилась в собр. Андерсон в Риме. Опубликована Бернсоном (1968-I. Pl. 1503) как собственноручное произведение Чезаре да Сесто. К эрмитажной картине близки «Мадонна с барельефом» (собр. Уильяма Проби, Питерборо, Элтон-Холл) и «Мадонна с Младенцем» (так называемая «Мадонна с деревом», Пинакотека Брера, Милан). Фигура св. Иосифа повторена в «Поклонении волхвов» (Музей Каподимонте, Неаполь), в «Мадонне с барельефом» и соответственно в копиях с нее (о копиях см.: Carminati 1994. P. 217). Существует версия, согласно которой картина в 1755 принадлежала аббату Сальвадори и была продана его наследниками Екатерине II (Leonardo e il leonardismo 1983); по другим сведениям «Св. семейство» продолжало оставаться во владении семьи Сальвадори вплоть до конца XIX в. (Итальянская живопись 1964). Раймон (1892) писал, что картина происходит из собр. Гонзага в Мантуе, где она находилась до 1630. Ринальдис (1926) ошибочно считал, что в Эрмитаже хранятся два «Св. семейства со св. Екатериной» Чезаре да Сесто: одно — происходящее из собр. аббата Сальвадори, другое — из Галереи в Мантуе.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024