Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 16:52
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж корреджоРегистрацияВход
Меню сайта

 

государственный эрмитаж

КОРРЕДЖО -Антонио Аллегри

Портрет дамы.Около 1519 г.

Холст, масло.

Размеры:103-87,5 см. Слева на дереве латинизированная подпись художника: ANTON LAET На внутреннем крае чаши в руках женщины отрывок греческой надписи: NHПЕΘЕΣ

Пост. в 1925 из Юсуповского дворца-музея в Ленинграде. Ранее: приобретена князем Н. Б. Юсуповым в 1800 у Пьетро Конколо в Петербурге; 1810–1837 — усадьба Юсуповых Архангельское (близ Москвы); с 1837 — собр. Юсуповых в Петербурге; 1919–1924 — Юсуповский дворец-музей в Петрограде.

Инв.№ГЭ5555

В собр. Юсуповых картина считалась произведением Корреджо. Харк (1896) высказался в пользу Лоренцо Лотто. Под этим именем портрет был включен в каталог выставки «Старые годы» в 1908. Атрибуцию поддержали Кроу и Кавальказелле (1912). Бернсон (1907), считавший создателем произведения Джулио Кампи, позднее (1963) признал авторство Корреджо. Липгарт (1908) полагал, что портрет — копия либо с Джорджоне, либо с Пальмы Старшего. Шмидт (1909) усмотрел в картине определенную близость с работами Себастьяно дель Пьомбо. Шубринг (1926) приписал портрет Моретто да Бреша. Эту атрибуцию впоследствии поддержали Банти и Боскетто (1953). Лонги (1936, устно) справедливо восстановил авторство Корреджо, а затем (1958) доказал, что надпись на дереве — Anton Laet — является латинизированной подписью художника, которой он пользовался в период 1519– 1520. Атрибуция Лонги была принята, и в эрмитажные каталоги 1958, 1976 и 1994 портрет включен как работа Корреджо. Щербачева (1965) считала авторство Корреджо «спорным и требующим проверки». На портрете изображена молодая женщина в бело-коричневой, траурной одежде. На коленях она держит чашу, на внутренней стенке которой отрывок греческой надписи, расшифрованной Липгартом (1910) как неполная цитата из «Одиссеи» Гомера (IV, 220–222). Отрывок относится к моменту, когда Елена подает Телемаху чашу с вином, в которое она всыпала снадобье, разгоняющее печали: В чаши она круговые подлить вознамерилась соку, Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье Бедствий дающего… Под чашей виднеются францисканская ряса и веревочный пояс. Дама сидит под сенью лавра, что может служить намеком на ее поэтическое творчество. Ствол дерева обвит плющом. Поуп-Хеннесси (1966) считал, что плющ означает замужнее положение женщины. Дерево, обвитое плющом, также символизирует вечную любовь и супружескую верность (см.: Холл 1999. С. 438). Бенуа (1900) полагал, что на картине могла быть представлена Лукреция Борджа, держащая чашу с отравой. Позднее (1910) он писал, что женщина изображена в образе Саломеи. Базен (1961) видел в ней Цирцею. Лонги (1958, 1988) считал, что моделью для художника послужила Вероника Гамбара (1485–1550), поэтесса, жена правителя города Корреджо, Джиберто. Траурный наряд и чаша с надписью о забвении горя, по мнению Лонги, означают, что портрет был написан в конце 1518–1519, после смерти Джиберто, умершего 26 августа 1518. Финци (1962), полемизируя с Лонги, выдвинул другое имя — Джиневры Рангоне, супруги Джангалеаццо да Корреджо. Джиневра овдовела в 1517 в возрасте 30 лет. Главный аргумент Финци заключается в том, что, в отличие от Вероники, Джиневра принадлежала к полумонашескому ордену францисканцев. Такая идентификация модели сегодня наиболее принята, хотя высказываются другие предположения. Так, Фабиански (2003) увидел в изображенной Артемизию, готовую выпить чашу с прахом ее супруга, Мавзола. На это М. Даниели (см. каталог выставки: 2006–2007 Мantova) возразил, что в наряде женщины нет ничего, что бы ассоциировалось с античностью, и что слишком большое декольте, богатый головной убор и отсутствие покрывала ставят под сомнение определение одеяния как вдовьего. Спаньола (см. каталог выставки: 2008 Roma) считает, что в картине не обязательно таится намек на вдовство и что произведение может быть определено как «Портрет дамы в виде Елены», героини гомеровской «Одиссеи». Еще одну гипотезу выдвинула М. Джусто (см. каталог выставки: 2008 Parma), предположив, что моделью художника могла быть Лаура Паллавичино Санвитале (1497–1576), с 1511 — жена Джанфранческо Санвитале, властителя Фонтанеллато, скончавшегося в 1519. Однако достаточно убедительной аргументация в пользу подобной идентификации дамы исследовательница не приводит. Портрет может быть датирован 1518– 1519. Он занимает уникальное место не только в творчестве Корреджо, практически не обращавшегося к этому жанру, но, как отмечал Лонги, относится к числу лучших достижений итальянской живописи первых двух десятилетий XVI в.

КОРРЕДЖО , круг.

Аллегория добродетели.

Холст (переведена с дерева), масло.

Размеры: 117-117 см. Посередине — вертикальный след, оставшийся от трещины или стыка досок. Первоначально картина имела восьмиугольную форму. Углы надставлены при переводе с дерева, живопись заметно переписана.

Приобрет. в 1764 из собрания И.Э.Гоцковского в Берлине.

Инв.№ГЭ1505

Исследование в инфракрасных лучах показало, что первоначально вместо деревьев справа и слева спускались драпировки. На небе находились две большие восьмиконечные звезды. Изменено положение указательного пальца на руке женщины справа: первоначально он был вытянут вертикально вверх. Внизу между фигурами просматривается некая двухарочная форма. Картина поступила в Эрмитаж как произведение Корреджо, с этой атрибуцией вошла в Cat. 1773, Кат. 1774 и упомянута Георги (1794). В Кат. 1797 включена уже как копия с оригинала Корреджо, а в Опись 1859 — как работа школы Корреджо. Кёне (1881) сообщал, что произведение приписывается Корреджо, но, согласно Брюнингу, возможно, оно выполнено Скидони. Г. Фосс (устно) назвал в качестве вероятного автора Лодовико Карраччи. С. Н. Всеволожская (устно, 1970-е) подвергла сомнению атрибуцию Фосса и справедливо отнесла картину к кругу Корреджо. В картине повторены две фигуры, заимствованные из «Аллегории добродетели » Корреджо (Лувр, Париж; 114 × 86). В эрмитажной композиции отсутствуют Минерва и венчающая ее Слава в центре. «Аллегория добродетели» и парная к ней «Аллегория порока » были выполнены Корреджо в 1532– 1534 по заказу Изабеллы д’Эсте и украшали с двух сторон дверь Студиоло в Мантуанском дворце. Если фигура, находящаяся в левой части эрмитажной композиции, повторена полностью, то та, что справа, изображена в обратную сторону и около нее, в отличие от луврской картины, нет ребенка. В Описи картин, приобретенных у Гоцковского, произведение называлось «Доблесть и Благоразумие»; под тем же названием оно фигурирует у Штелина, составившего список наиболее значительных картин из кабинета Гоцковского сразу после их приобретения и указавшего цену, заплаченную за картину — 2500 имп. талеров (см.: Штелин 1990). В каталогах Эрмитажа XVIII в., у Георги (1794) и Ханда (1827) — «Сила и Провидение». Филибьен еще в XVII в. отмечал, что фигуры Корреджо (имея в виду луврскую картину) символизируют не какое-то единственное качество, а некое сложное целое (см.: Soth 1964. P. 297). Фигура слева, олицетворяющая моральную добродетель, снабжена атрибутами четырех основных добродетелей: змеей (символом стойкости), мечом (символом правосудия), уздой (символом умеренности) и львиной шкурой (символом силы). В эрмитажной композиции на голове женщины нет змеи, имеющейся у аналогичной фигуры на луврской картине. По-видимому, змея была записана, когда произведение подвергалось переделкам. Фигура справа часто трактуется как интеллектуальная добродетель (см.: De Grazia 1984. P. 112–113). Скорее всего, шар, на который опирается женщина, символизирует идею всеобщности, в то время как циркуль — атрибут ряда добродетелей (стойкости, умеренности, правосудия). Одновременно циркуль и сфера встречаются среди атрибутов семи свободных искусств. Существуют и другие трактовки этой аллегорической фигуры (см.: Quintavalle 1970. P. 85). С. Н. Всеволожская обратила внимание на то, что овал, видимый в инфракрасных лучах, напоминает очертания гербового щита. Ею же было высказано предположение, что фигура справа изменена по сравнению с фигурой луврской картины для того, чтобы привлечь внимание зрителя к центру композиции, где, вероятно, изображенные звезды имели отношение к геральдике заказчика. Возможно, подобный щит, сделанный из дерева, был наложен поверх живописи, а после его удаления пейзаж переписали.

КОРРЕДЖО,копия.

Мадонна с Младенцем и ангелом.

Дерево, масло.

Размеры: 69,5-57,5 см.Основа состоит из двух досок, паркетирована.

Приобрет. до 1773г.

Инв.№ГЭ87

И. Е. Миних в Cat. 1773 сообщает следующее: «Эта картина, видимо, некогда принадлежала королю Испании, который подарил ее своему духовнику, и тот, в свою очередь, перед смертью завещал ее ордену иезуитов. Когда орден подвергся изгнанию, монахи в числе прочего имущества продали эту картину, и она попала в руки некоему любителю-коллекционеру из Дрездена, где и была впоследствии приобретена для галереи Ее Императорского Величества». В инвентаре Эрмитажа сказано, что картина была куплена при посредничестве Рафаэля А. Р. Менгса у И. Казановы в Дрездене. Гулд (1976) считает, что произошла путаница в определении происхождения двух картин, петербургской и будапештской (Музей изобразительных искусств; дерево, масло. 68,5 × 56,8), копией с которой является эрмитажный экземпляр. Согласно Гулду, будапештская, а не петербургская картина находилась во владении испанского короля, но исследователь допускает, что именно эрмитажный вариант был приобретен Менгсом в 1764 у Казановы в Дрездене. Исследователи обращали внимание на необычную трактовку сюжета (Gould 1976. P. 196): Младенец, отказываясь от груди Марии, тянется к плодам, которые подносит ему ангел. Эксерджан (Ekserdjian 1997. P. 146) полагал, что, возможно, здесь скрыт символический подтекст или, напротив, чисто жанровый, когда ребенок перестает сосать материнское молоко.При поступлении в Эрмитаж картина считалась работой самого Корреджо. Этой точки зрения придерживались Ваген (1864), Боде (1882) и Харк (1896). Сомнение в том, что это оригинал, стали высказываться еще в XIX в., хотя в каталоги 1863–1916 «Мадонна с Младенцем и ангелом» была включена как собственноручное произведение Аллегри. Пентер (1883) полагал, что автором копии был, возможно, Скидони. А. Вентури (1899, 1900), Бенуа (1910), Л. Вентури (1912) считали картину копией. Согласно Липгарту (Кат. Липгарта), А. Вентури, посетивший Эрмитаж в декабре 1926, назвал создателем «Мадонны с Младенцем и ангелом» Лодовико Карраччи. В Кат. 1958 и Кат. 1976 — копия с Корреджо XVIII в. Квинтавалле (1970) упоминал эрмитажную картину как «хорошее свидетельство о первоначальной композиции», так как существовавший на оригинале пейзаж в настоящее время не виден в результате многочисленных старых записей и чинок. «Мадонна с Младенцем и ангелом» Корреджо пользовалась большой популярностью: кроме эрмитажной копии существует ряд других (см.: Gould 1976. P. 198). В свое время Риччи, не претендуя на полноту списка копий, насчитал их до двадцати (Ricci 1930).

Вознесение Мадонны.

Холст, масло.

Размеры: 87,5-82 см.; восьмиугольник.

пост. в 1779 из собр. Дж. Удни в Лондоне. Миних (Cat. 1773) сообщал, что картина была куплена в Модене кавалером Росси для польского короля Станислава Лещинского (Aвгуста III), но затем Росси продал ее торговцу Удни, у которого произведение было приобретено для Эрмитажа. То, что картина поступила из собр. Джона, а не Роберта Удни (как считалось ранее), было установлено Артемьевой (2009).

Инв.№ГЭ1584

LA, CXVII, 1.

Картина является копией с центральной части росписи купола собора в Парме (фреска. 1093 × 1195). Контракт на выполнение этой работы был подписан Корреджо в ноябре 1522, основная часть ее осуществлялась между 1525 и 1530. В Cat. 1773 картина числилась эскизом самого Корреджо к росписи купола пармского собора. Но уже в Кат. 1797 включена как копия с оригинала Корреджо. Однако Ваген (1864) вновь счел ее собственноручным эскизом Корреджо. Копией времени Корреджо картину считали Боде (1882) и Пентер (1883). Л. Вентури (1912) приписал копию школе Карраччи. Из-за плохой сохранности оригинала исследователи отмечали ценность эрмитажной копии. В настоящее время фрески в пармском соборе отреставрированы. С 1901 в каталогах Эрмитажа авторство Корреджо стало ставиться под сомнение. В Кат. 1912, 1958 и 1976 картина не вошла. В Кат. 1994 — копия с Корреджо.

Мадонна с Младенцем.

Холст, масло.

Размеры:72,5 - 61 см.

Пост. в 1886 из Голицынского музея в Москве. Ранее: в 1816 — собр. К. Санкуирико в Милане; с 1820-х — собр. князя М. А. Голицына. В 1911 передана в Новый дворец в Ливадии (Крым); вторично поступила в Эрмитаж в 1946 через ЛГЗК.

Инв. № ГЭ 8588

голицынский музей москва

Картина была приобретена М. А. Голицыным как подлинное произведение Корреджо. В «Общем инвентаре Голицынского музея» 1886 (Голицынский музей 2004) отмечено, что «при картине имеются старинныя письменныя аттестации о принадлежности ея кисти Корреджо». Эти «аттестации» приведены в статье Е. Соломахи (см.: Голицынский музей 2004. С. 95. Примеч. 44). В Эрмитаже (Кат. 1889 — Кат. 1909) считалась старой копией с фрески Корреджо «Мадонна с Младенцем» (так называемая «Мадонна делла Скала»). Фреска была выполнена ок. 1524 над Порта ди Сан Микеле (воротами городской стены) в Парме. Затем на этом месте, по указу папы Павла III, была сооружена церковь, в пределах которой и осталась роспись. После разрушения церкви в 1812 фреску переместили в Национальную пинакотеку Пармы, а в 1948 перевели на холст (146 × 142). В эрмитажной копии изменен фон, который в оригинале сохранился очень плохо. Вместо колонн введен пейзаж, и Мадонна сидит под ветвями дуба. М. Даниели (устно, 2010) считает, что копия могла быть выполнена Эрколе Прокаччини.

Отдых святого семейства на пути в Египет со святым Франциском.

Холст, масло.

Размеры: 119 - 100 см.

Пост. в 1933 из «Антиквариата», изъята с аукциона фирмы «Лепке» 1929 в Берлине «из-за расхождения цен». Ранее: собр. князей Юсуповых в Петербурге.

Инв. № ГЭ 7287

Сюжет не канонический, заимствован из Псевдо-Евангелия от Матфея, где говорится о пребывании святого семейства в Египте. Картина является слегка уменьшенной копией с оригинала, хранящегося в Галерее Уффици, Флоренция (инв. № 1455; 129 × 106). Копией произведение считали Г. Фосс и М. Фридлендер (см.: Музейные распродажи 2006. С. 279). Введение в композицию фигуры св. Франциска объясняется тем, что оригинал Корреджо предназначался для капеллы семьи Мунари в церкви Сан Франческо в Корреджо. Оригинал датируют временем ок. 1520, предполагают, что полотно было срезано со всех сторон. Уменьшенная копия, без фигуры св. Франциска, находится в Лиссабоне.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024