РОБЕР КАМПЕН
Троица и Мадонна с младенцем у камина.Около 1430 г.
Дерево, масло.
Размеры:34,3-24,5 см.
Дар по завещанию Д.Татищева 1845 г.
Инв.№ГЭ442-443
Доски ,,Троица" и ,,Мадонна с младенцем"-левая и правая створки диптиха, посвященного основным постулатам христианства: Воплощению и Искушению, явившимся в Рождении, Страстях, Смерти и Воскрешении Сына Господня.Эти постулаты раскрываются характерными для фламандской школы методами: насыщением реальных объектов символикой,духовным, внеземным смыслом.В ,,Троице" стилистика небольших,но отчетливо выписанных фигурок на подлокотниках трона, где возлежит безжизненное, поддерживаемое Богом Отцом тело Христа, восходит к аллегорическим средневековым скульптурам и миниатюрам, близким христианским традициям. Пеликан слева и львица справа, помещенные соответственно над аллегориями церкви и синагоги, склонились к детенышам, в чем читается намек на Причащение и Воскрешение. Еще интересная особенность этой работы в том, что это закрывающийся диптих. То есть эти картинки при закрывании, накладывались друг на друга. При этом происходит следующее. Они как бы соединяются невидимыми нам связями. Полукруг у трона как будто бы специально нарисован, чтобы совпадал с контурами платья Мадонны, создавая таким образом единение образов. Продолжая прослеживать сходства, можно обнаружить, что фигурка, которая символизирует христианство, накладывается на рукомойник или чистый бидон с водой, что символизирует очищение, крещение. А фигурка, изображающая иудаизм, - на пламя огня.
Резкая линейность и деталировка похожих на статуи фигур, их четкая пластика указывают на очевидное влияние готической скульптуры и наводит на мысль, что Кампен, возможно, занимался раскрашиванием скульптур.