Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 19:02
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная василий кандинскийРегистрацияВход
Меню сайта

 

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАНДИНСКИЙ

Дамы в кринолинах. 1909 г.

Подписана и датирована.

Холст, масло.

Размеры:96,3-128,5 см.

В 1929 из ГМНЗИ.

Инв.№13226

В 1900-е Кандинский разделял идеи символизма и модерна. Он сотрудничал с журналом "Мир искусства" – основным изданием русского символизма. В творчестве мастера возникают типичные для художников этого круга темы, связанные с дворянской культурой XVIII – первой половины XIX века. "Дамы в кринолинах" – одна из центральных работ на подобную тему. В ней сочетается импрессионистическое понимание цвета, при котором цвет воспринимается как результат определенной интенсивности освещения предмета, стремление к монументально-декоративной обобщенности, свойственное модерну, и характерная для символизма недоговоренность, вызванная неясной сюжетной линией. Мастера журнала "Мир искусства" словно воскрешали мир дворянских усадеб, глядя на прошлое с определенной дистанции, возникающей благодаря лирико-ироничной интонации и некоторой "игрушечности" в построении образов. Художник строит композицию, не опираясь на сюжетное действие: она организована на основе ритма в расстановке фигур, возникающие как некие призраки прошлого. Художник стремится передать аромат ушедшего быта. Картина – это воспоминание о дворянской культуре без стремления приблизиться к ее идеалам.

Импровизация №7.1910 г.

Подписана и датирована.

Холст, масло.

Размеры:131-97 см.

В 1929 из МЖК.

Инв.№10977

Кандинского считают родоначальником абстрактной живописи. Путь нового искусства художник видел как необходимый переход от изображения внешних форм мира к их внутреннему содержанию. Мастер стремился выразить свои ощущения не предметными формами через тот или иной сюжет, а живописными средствами. Он добивается определенного эмоционального отклика зрителя только при помощи цвета, линии и абстрактной формы. Сюжетная основа, без которой немыслимо фигуративное искусство, здесь отсутствует. Вместо привычных жанров Кандинский различает импрессию, импровизацию и композицию. Импрессия – выражение непосредственных впечатлений от натуры, или "внешней природы". Импровизация – выражение процессов внутреннего характера, возникающее внезапно, главным образом бессознательно. Это впечатление от "внутренней природы". Композиция – синтез впечатлений от "внешней" и "внутренней" природы. "Импровизация 7" – одна из ранних работ художника. Фигуративные формы здесь словно растворяются в движении плоскостей и линий, сложно сгармонированных по цвету.

Озеро. 1910 г.

Подписана и датирована.

Холст, масло.

Размеры:97,5-106,5 см.

В 1929 от Главнауки.

Инв.№4901

Творческая жизнь Кандинского была тесно связана с Германией, где он подолгу жил еще до того, как окончательно уехал из России. В конце 1900-х художник жил под Мюнхеном в Мурнау, где много работал и делал этюды с натуры. В это время ему были близки идеи экспрессионизма, но не столько в контексте драмы бытия, что являлось основной темой экспрессионизма, сколько в способе работы с формой. Кандинский считал, что "предмет (реальный: человек, дерево, облако) есть как бы только реальный привкус, призвук, аромат в композиции", поэтому нет необходимости в его точном воспроизведении. Живопись воздействует цветом и формой. Форму художник понимал как распределение плоскостей и линий, соотношение которых выражает движение. Цвет берет на себя основную нагрузку не только в области эмоциональной окраски произведения, но и в построении композиции. А форма то находит свои предметные очертания, то освобождается от них, как в картине "Озеро".

Композиция VII. 1913 г.

Подписана и датирована.

Холст, масло.

Размеры:200-300 см.

В 1929 из ГМНЗИ.

Инв.№13230

Василий Кандинский и Россия. ГРМ, С.-Петербург, 2016 г.

"Композиция VII" – одно из самых известных полотен Кандинского. Художник сделал к ней множество карандашных набросков, акварельных этюдов и эскизов, в которых отрабатывал как детали, так и общий замысел. Подобно старым мастерам, он переносит композицию на холст с помощью подмалевка, то есть предварительного рисунка на холсте. "Композиция VII" поражает виртуозным сочетанием эмоционально-чувственного выражения с продуманностью структуры целого. Смысловым центром композиции является круговорот форм, намеченный фиолетовым пятном и черными линиями и штрихами рядом с ним. Он затягивает в себя как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние... Это словно сама стихия Жизни, возникающая Гармония из Хаоса. Кандинский мечтал раскрыть своим искусством новый "дух времени", который должен воплотиться в наступающей эпохе "Великой Духовности". Он считал, что задача искусства – отскабливать с души человека покровы материального.

Москва. Красная площадь.1916 г.

Холст, масло.

Размеры:51,5-49,5 см.

Дар в 1977 г. Г.Д.Костаки.

Инв.№Ж-1271

Василий Кандинский и Россия. ГРМ, С.-Петербург, 2016 г.

На протяжении всей творческой жизни Кандинский создавал как абстрактные, так и фигуративные произведения. Он никогда не призывал забыть натуру. Напротив, считал, что только природа может дать необходимые импульсы для творчества, но нет смысла заниматься ее копированием. В зависимости от задачи мастер обращался к абстрактным или фигуративным формам или к их сложному сочетанию. "Москва. Красная площадь" – своеобразный городской пейзаж, далекий от задачи передать вид площади. Кандинский создает образ центра Москвы, одного из самых любимых им городов. Пользуясь отчасти футуристическим методом передачи движения форм, он словно кружится, находясь в центре площади и показывая ее главные памятники. Художник писал, что особенно любит то состояние, когда солнце заходит и "плавит всю Москву в один кусок, звучащий как туба, сильной рукой потрясающей всю душу". Этот час заката – "последний аккорд симфонии, развивающей в каждом тоне высшую жизнь, заставляющую звучать всю Москву подобно фортиссимо огромного оркестра".

Смутное.1917 г.

Подписана и датирована.

Холст, масло.

Размеры:105-134 см.

В 1929 из МЖК

Инв.№11923

Василий Кандинский и Россия. ГРМ, С.-Петербург, 2016 г.

Кандинский активно занимался теорией искусства. Одной из интересовавших его тем была тема цвета. Художник изучал взаимосвязь цвета с формой. Форма может быть любой, но цвет не может существовать в качестве независимого от формы элемента. Кандинский считал, что каждый цвет выявляет определенный характер движения. Например, желтый акцентирует активное движение к зрителю и соответствует треугольнику. Красный проявляет только движение внутри себя. Это цвет "внутреннего кипения", и он воспринимается в форме квадрата. Синий выражает движение от зрителя, т.е. составляет полный контраст желтому, и его свойства созвучны кругу. В картине "Смутное" происходит драматическое столкновение центростремительных и центробежных сил, словно разбивающихся друг о друга, что вызывает ощущение тревоги, нарастающее по мере "вживания" в это произведение. Масса дополнительных цветов осуществляет своеобразную оркестровку главной темы – борьбы двух разнонаправленных сил, то усмиряя, то обостряя ее.

Одесский порт.1897-1898 гг.

Холст, масло.

Размеры: 65-45 см.

Приобретена в 1980 г. у Е.Д.Нисенблат. Ранее: И.В.Шерешевский, Одесса; Е.Д.Нисенблат, Москва.

Инв.№Ж-907

Василий Кандинский и Россия. ГРМ, С.-Петербург, 2016 г.

Мюнхен.Швабинг.1901 г.

Подписан. Этюд.

Холст, масло.

Размеры:17-26,3 см.

Дар в 1977 г. Г.Д.Костаки. Ранее: О.П.Крылова, мать Н.Н.Кандинской, или семья В.Д.Боброва, Г.Д.Костаки - Москва.

Инв.№Ж-1268 

 

Василий Кандинский и Россия. ГРМ, С.-Петербург, 2016 г.

Мурнау.1908 г.

Подписана.

Картон, масло.

Размеры:33-44,3 см.

Дар в 1977 г. Г.Д.Костаки.Ранее: О.П.Крылова и Т.Н.Китовская-Андриевская, Г.Д.Костаки- Москва.

Инв.№Ж-1269

Всадник.Георгий Победоносец.1914-1915 гг.

Картон, масло.

Размеры:61,4-91 см.

В 1929 из ГМНЗИ.

Инв.№13228

Василий Кандинский и Россия. ГРМ, С.-Петербург, 2016 г.

Зимний день.Смоленский бульвар. Около 1916 г.

Холст, наклеенный на картон, масло.

Размеры:26,8-33 см.

Дар в 1977 г. Г.Д.Костаки. Ранее: О.П.Крылова, мать Н.Н.Кандинской, или семья В.Д.Боброва, Г.Д.Костаки- Москва.

Инв.№Ж-1267

Василий Кандинский и Россия. ГРМ, С.-Петербург, 2016 г.

Импровизация холодных форм.1914 г.

Подписана и датирована.

Холст, масло.

Размеры:119-139 см.

В 1928 из МЖК.

Инв.№10945

Василий Кандинский и Россия. ГРМ, С.-Петербург, 2016 г.

Москва. Зубовская площадь. Около 1916 г.

Холст, наклеенный на картон, масло.

Размеры:34,4-37,7 см.

В 1929 из ГМНЗИ

Инв.№13232

Василий Кандинский и Россия. ГРМ, С.-Петербург, 2016 г.

Белый овал.1919 г.

Подписана и датирована.

Холст, масло.

Размеры:80-93 см.

В 1929 из МЖК.

Инв.№11924

Василий Кандинский и Россия. ГРМ, С.-Петербург, 2016 г.

Движение I.1935 г.

Подписана и датирована.

Холст, масло,смешанная техника.

Размеры:116-89,5 см.

В 1991; дар в 1978 по завещанию, Н.Н.Кандинской, вдовы художника, Париж.

Инв.№Ж-1422

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024