Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 20.04.2021, 14:12
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная тура, козимоРегистрацияВход
Меню сайта

 

КОЗИМО ТУРА (1430-1495) TURA COSIME
Тура (Tura)  Козимо (прозван Косме) (1429 или 1430, Гуарда-Феррарезе Эмилия-Романья, — апрель 1495, там же), итальянский живописец. Представитель феррарской школы кватроченто. Сложился в кругу феррарских и падуанских мастеров середины 15 в., испытал влияния позднего Донателло и Андреа дель Кастаньо. С 1451 придворный художник герцогов д'Эсте. В 1452 имя Туры упоминается в феррарских источниках в связи с декоративными работами. К. тому времени художник уже пользовался некоторой известностью, так как более ранние документы (1451) сообщают, что вместе с Галассо (художник столь же известный в то время, сколь забытый сегодня), он был экспертом при оценке произведений искусства. До 1456 ни один документ не упоминает о его пребывании в Ферраре. Возможно, что эти годы Тура провел в Падуе и Венеции, где знакомится с искусством Донателло и Мантеньи. С 1457 он является придворным художником в Ферраре и занимается разнообразными декоративными работами. Так, в 1460-1462 он принимает участие в работах по украшению студиоло герцога в замке Бельфьоре, начатых Паннонио, Макканьино и Галассо. В 1465-1467 он создает десять панно (не сохранились) для библиотеки Пико де ла Мирандола, а в 1469 по заказу герцога Борсо д'Эсте украшает его резиденцию в Делициа де Бельригуардо (росписи закончены в 1472,не сохранились). В 1469 Тура отправляется в Венецию для покупки красок и в Брешию для знакомства с фресками Джентине да Фабриано. В том же году он получает плату за створки органа собора (Благовещение, Битва св. Георгия с драконом). В 1471 он становится придворным портретистом герцога д'Эсте и пишет портреты герцога Эрколи с дочерью Лукрецией, Альфонсо д'Эсте, Беатриче д'Эсте (не сохранились). В 1486 Тура оставляет придворную службу и удаляется в феррарский донжон, где до самой смерти продолжает работать вместе с неким Теофило.Небольшая Мадонна с младенцем, (Вашингтон, Нац. гал.), датируемая около 1450, является одной из первых работ Туры. Произведение несомненно сиенское по духу и отличается от остальных работ художника богатством фантазии и вкусом к флоральным орнаментам в духе поздней готики (изящные волюты рамы заключают в себе изображение ангела и Марии из Благовещения). Фон носит растительный характер, а мягкая нежность персонажей вскоре уйдет из творчества Туры, уступив место острому графизму. Особенно знаменательна в этом смысле Аллегория Весны (Лондон, Нац. гал.), которая является частью украшения в замке Бельфьоре. Здесь художник выступает уже как зрелый мастер. Восходящая к падуанской живописи, пластическая хрупкость и иллюзия твердых и драгоценных материалов создает образ жесткого, почти жестокого человеческого мира. Драпировки с жесткими складками, резкие колкие линии написаны в темном колорите, пронизанном светлыми проблесками. Архитектура трона или кресла Весны представляет собой самое неожиданное и необычное в искусстве итальянского кватроченто: художник, кажется, делает невозможное, скрывая ренессансную структуру за дробным, мистическим и ирреальным, но вместе с тем очень изысканным мотивом дельфинов. От этих основных принципов художник почти никогда не отходит,даже когда с помощью преувеличенного жесткого графизма он передает более сложное и волнующее состояние души, как в Пьете (Венеция, музей Коррер), одной из самых необычных интерпретаций этой иконографии, и напоминающей сюрреализм и немецкий экспрессионизм. Очевидно, что Тура почерпнул у Мантеньи лишь формальные выразительные средства и решения, которые дополнил сложным, даже преувеличенным, духовным содержанием. Искусство Туры и дальше будет сочетать в себе поиски совершенного формального языка и глубокого драматического чувства.В 1469 художник исполнил створки органа для собора в Ферраре (ныне Феррара, музей собора), изображающие Битву св. Георгия с демоном с одной стороны и Благовещение - с другой. Если в Благовещении преобладает сакральное равновесие благородной архитектонической перспективы в духе Альберти, то сцену со Св. Георгием художник изобразил неустойчивой и иступленной: принцесса подобна плакальщице Николо дель Арка, в то время как рыцарь и дракон образуют фронтальную группу,отличающуюся почти геральдическим изяществом. Действие происходит на фоне обрывистой скалы, усеянной постройками и маленькими персонажами; в них проявляется связь с творчеством Мантеньи, но и мистицизм, подчеркнутый сумрачным колоритом и оживленный легкими вспышками Наиболее значительным произведением Туры является Алтарь Роверелла, находившийся прежде в ц. Сан-Джорджо в Ферраре. Он включает в себя люнет с изображением Пьеты (Париж, Лувр), центральную часть Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами (Лондон,Нац. гал.) и правую створку с образами епископа Николо Роверелла и святых (Рим, гал. Колонна); от левой створки сохранился только фрагмент - Св. Георгий (Сан-Диего,Калифорния, Гал. изящных искусств).В этом произведении драматизм изображения в люнете противостоит богатому,рокайльному, если можно так сказать, воображению, присущему центральной часта. В ц. Сан-Джорджо находился также Алтарь св. Маврелия, от которого сохранилось два тондо пределлы (Феррара, Нац. пинакотека - Взятие под стражу и Мученичество св. Маврелия). Замечательным примером зрелого периода творчества Туры является Св. Антоний Падуанский (1484, Модена, пинакотека Эстенсе), в то время как Мадонна на троне со святыми (Аяччо, музей) принадлежит уже позднему периоду.Среди других произведений Туры можно назвать Мадонну (Венеция, гал. Академии; Рим, гал. Колонна), три тондо, изображающие Обрезание Христа (Бостон, музей Гарднер), Поклонение волхвов (Кембридж,Массачусетс, Художественный музей Фогг) и Бегство в Египет (Нью-Йорк, музей Метрополитен), которые Р. Лонги рассматривает как части пределлы Алтаря Роверелла. Кроме того, художник исполнил Св. Иеронима (Лондон, Нац. гал.), три небольших картины, происходящие из одного алтаря (Мадонна из Благовещения, Рим, гал. Колонна; Св.епископ, Милан, музей ПольдиПеццоли; Св. Георгий, Венеция, собрание Чини), а также серию изображений святых, одинаковых по размеру,но происходящих из разных полиптихов (Св. Христофор и Св. Себастьян, Берлин-Далем, музей, - принадлежали одному полиптиху; Св. Николай Барийский, Нант, Музей изящных искусств; Св.Людовик Тулузский, Нью-Йорк, музей Метрополитен; а также, возможно,Мадонна, Бергамо, Академия Каррара и Пьета, Вена, Музей истории искусств - другому; Св. Иаков, Кан, Музей изящных искусств; Св.Антоний Пандуанский, Париж, Лувр,и Св. Доминик, Флоренция, Уффици - третьему). Сохранились и рисунки Туры (БерлинДалем, музей; Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена;Лондон, Британский музей; Флоренция, Уффици). Искусство Туры имело определяющее значение для формирования творческой индивидуальности Косса и Эрколи де Роберти. Оно отмечает начало обновления живописи Феррары, которая становится одним из главных центров Возрождения в Северной Италии.

Работы художника

I(31),VI(141)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2021