ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАНДИНСКИЙ (1866-1944)
Кандинский, Василий Васильевич (Vasily Kandinsky) родился в 1866 году в Москве, умер в 1944 году Нейи-сюр-Сен близ Парижа. Окончил юридический факультет Московского университета в 1893. Учился в Мюнхене в частной художественной школе А.Ашбе в 1896–1900 и в Академии художеств в 1900–1904 у Ф.Штука. Был тесно связан с русскими и немецкими художественными кругами. Сотрудничал с журналами "Мир искусства", "Аполлон" в России, организовал несколько художественных объединений в Мюнхене: "Фаланга" (1901), Новая ассоциация художников (1909, совместно с А.Явленским), "Синий всадник" (1911, совместно с Ф.Марком). Автор первой теоретической книги "О духовном в искусстве" (1910), где обосновал основные положения беспредметного творчества. Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских в 1918–1919, принимал активное участие в организации Института художественной культуры, где в 1920–1921 руководил секцией монументального искусства и разработал программу – итог многолетних размышлений о языке разных видов искусства. Вице-президент Российской Академии художественных наук (1921). В 1922 принял приглашение немецкого архитектора В.Гропиуса, основателя школы Баухауз (Bauhaus), преподавать в ней; работал в Баухаузе вплоть до наступления нацистского режима (1922–1933). Кандинский вел класс аналитического рисунка и мастерскую настенной живописи. В 1933 переехал в Париж. Участвовал в выставках в Люцерне, Мюнхене, Нью-Йорке, Амстердаме.
Работы художника
- государственная третьяковская галерея москва
- государственный русский музей санкт петербург
- екатеринбургский художественный музей
- нижегородский государственный художественный музей
- госудударственный музей изобразительных искусств республики татарстан
- омский областной музей изобразительных искусств имени врубеля
- тульский областной художественный музей
- государственный эрмитаж
- гмии имени пушкина москва
- астраханская государственная картинная галерея
- рязанский государственный областной художественный музей
- вологодская областная картинная галерея
- национальная галерея вашингтон
- музей гуггенхайма нью-йорк
- метрополитен музей нью-йорк
- художественный музей филадельфия
- чикагский институт искусств
Понимание системы оппозиций, контрастов введенных Кандинским, облегчает восприятие его работ:
горизонталь- лежащее, поддерживающее, пассивное, мертвое,женское;
вертикаль- движение, рост, рождение, активное, мужское;
тупой угол соответствует синему цвету;
прямой- красному;
сорока пяти градусный -желтому.
Кандинский рассматривал белое и черное как полюса между рождением и смертью. Та же закономерность распространялась им и на вид линий:
прямая означает рождение, линия угла -молодость, изогнутая - зрелость.