Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 18:04
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная музей истории искусства пармиджаниноРегистрацияВход
Меню сайта

 

ПАРМИДЖАНИНО -Франческо Мария Маццола

Обращение Савла.Около 1528 г.

Холст, масло.

Размеры: 177,5-128,5 см.

Инв. №GG_2035

"Обращение Савла" создано Пармиджанино около 1528 года. Известно, что заказчиком картины был доктор физики, медик Джан Андреа Альбио. Согласно легенде, Савл, ярый гонитель христиан, отправился в Дамаск, чтобы истребить последователей Спасителя; в пути его "вдруг осиял великий свет с неба" и раздался голос, вопрошавший: "Савл, Савл, что ты гонишь меня?" Ослепленный сиянием, он лишился зрения, вновь обрел его после крещения и стал верным последователем Христа - апостолом Павлом. До середины ХХ столетия "Обращение Савла" приписывалось последователю Пармиджанино - Николо дель Абате. Упоминание картины в трудах XVI века помогло правильно определить имя художника, а также сохранилось ее точное описание в одном из инвентарей (1609 год) как работы "с упавшим навзничь святым Павлом, который смотрит на небо, подняв левую руку, а другая - на земле, с прыгающей жирафой или лошадью и с пейзажем, в золоченой раме, руки Пармиджанино". Савл представлен лежащим на земле (всадник, упавший с коня - символ смертного греха, гордыни). Охватившее его волнение сказывается не столько в выражении лица, сколько в беспокойном ритме складок короткой туники. Выразительно движение руки - это жест человека, прислушивающегося к каким-то звукам. Изображение Христа на небе заменено таинственным золотым светом, разрывающим облака, его блики падают на заросли тревожно колышущихся трав. По существу, главной фигурой полотна, подчиняющей все пространство, становится конь. Порывистое движение подчеркивает уздечка, вьющаяся подобно змее. Пропорции тела коня сознательно искажены: у него тяжелый круп, легкие короткие ноги, очень длинная шея. Вместо седла на лошадь накинута пятнистая шкура леопарда, злобная природа этого хищника таит намек на беспощадность Савла: Иоанн Богослов сравнивал леопарда с антихристом. Шкура самого скакуна напоминает мраморную поверхность: типичный прием для маньериста, который может уподобить живую плоть камню и, напротив, заставить "ожить" статую или архитектурную деталь. Пармиджанино был не только замечательным живописцем, но и великолепным рисовальщиком, количество созданных им графических листов приближается к тысяче. Сохранились подготовительные штудии к "Обращению Савла" (Институт Курто, Лондон), они показывают, как постепенно мастер приходит к окончательному решению композиции, первоначально задуманной как многофигурная сцена, и оставляет в итоге только два персонажа. В истории европейской живописи нет более странной, изысканной и экстравагантной картины на мистический сюжет духовного перерождения Савла, чем это произведение Пармиджанино. Проведенная реставрация раскрыла великолепную живопись этого полотна; тонко переданы градации светлых тонов: холодные серо-голубые на бедре коня, теплые, слегка золотистые на мехе леопарда и ослепительно белые на гриве жеребца. Короткая розовая туника Савла принимает на себя желтый отсвет плаща. И эта колористическая гамма находит свое подтверждение в окраске рукояти меча, выпавшего из рук язычника. Лучи освещают только кусок неба, оставшаяся серая часть его постепенно голубеет ближе к земле и завершается аккордом ярко синих гор, замыкающих всю панораму.Для Ренессанса чудо было "процессом", подобным любому другому явлению; у Пармиджанино это нечто сверхъестественное, иррациональное: чтобы оно свершилось, требуются разверзшиеся небеса и взбунтовавшаяся природа. Объясняется это тем, что искусство Пармиджанино знаменует новое направление, зародившееся около 1520 года и получившее название маньеризм. Его возникновение связано с глубочайшим кризисом, охватившим Италию во всех сферах жизни. В результате мир и человек в нем перестают восприниматься как центр вселенной. Пользуясь словарным запасом Высокого Возрождения, маньеризм исподволь разрушал его основы: классическая ясность уступает место странной причудливости, объективное начало - субъективному. Порожденный упадком в области политики, экономики, религии, маньеризм не был деградирующим искусством, он дал новые ростки, которые окончательно созрели к началу XVII века.

Амур с луком.1532-1533 гг.

Дерево, масло.

Размеры: 135-65,3 см.

В Кунсткамере императора Рудольфа II с 1603 г.

Инв.№GG_275

Пармиджанино создает это произведение для кавалера Байардо из Пармы в последнее десятилетие своей жизни,период,когда он страстно предавался занятиям алхимией,сильно отвлекавшим его от художественной деятельности.Композиция довольно необычна:Амур, бог любви,показан со спины,когда он строгает большим ножом лук. Легкий дух чувственности и фривольности исходит от полотна,на котором фигуры расположены достаточно близко к зрителю и повернуты,чтобы посмотреть на него.Художник тщательно выписывает волосы Амура, мелкие золотистые завитки,обрамляющие нежное лицо,почти символ детства.Внизу, у его ног,один амурчик отталкивает другого.Благодаря своей страстной элегантности и произведениям своих учеников Пармиджанино оказал глубокое влияние на развитие общеевропейского Маньеризма.

Автопортрет в выпуклом зеркале.1523-1524 г.

Дерево, масло.

Размеры: диаметр 24,4 см.

Из коллекции императора РудольфаII.

Инв.№GG_286

Портрет мужчины (Малатеста Бальони?).1527-1528 гг.

Дерево, масло.

Размеры: 117-98 см.

Инв.GG_ 277

Портрет молодой женщины.1530 г.

Дерево, масло.

Размеры: 50-46,4 см.

Инв.GG_327

Мужчина с книгой.1525-1526 гг.

Дерево, масло.

Размеры: 67,5-53 см.

Инв.GG_ 329

ПАРМИДЖАНИНО, копия.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024