АНДРЕА дель КАСТАНЬО
Давид с головой Голиафа. 1450-1455 гг.
Кожа на дереве, темпера.
Размеры: 115,5-76,5 см.
В коллекциях музея с 1942г. Ранее: собр.Драри-Лоу, Локо-парк, Англия; собр. Уайденеров.
Инв.№ 1942.9.8
Один из самых ярких эпизодов в "Жизнеописаниях" Джорджо Вазари- это рассказ о том, как Доменико Венециано был жестоко убит своим учеником Андреа дель Кастаньо. Сегодня мы знаем, что рассказ Вазари- чистый вымысел, поскольку Доменико пережил своего предполагаемого убийцу на несколько лет. Но если верить в то, что личность художника отражена в его творчестве, тогда характеристика Кастаньо, сделанная биографом, справедлива. Свирепость, бравада, грубая сила- вот качества, присущие работам художника. В своей интерпретации триумфа Давида Кастаньо менее агрессивен, чем можно предположить. Вместе с тем образ библейского героя эмоционально подавляет зрителя. Жизненная сила этого героического юноши, в котором пульсирует энергия, предвосхищает романтизм Жерико и Делакруа. Давид- это символическая фигура, идеальный воин, твердый, решительный, уверенный в своих силах, но и осознающий весь трагизм происходящего. Голова поверженного им Голиафа лежит у его ног. Современному зрителю может показаться, что здесь нарушена последовательность событий, но это не беспокоило современников Кастаньо- ибо картина была символическим изображением, а не иллюстрацией исторических событий. Поэтому действие и его результат изображены одновременно. И это лучший способ изобразить торжество свободы над тиранией. Картина написана на кожаном щите и, вероятно, предназначалась для процессий, которыми открывались рыцарские поединки- популярные в XV веке турниры. Сохранились и другие подобные щиты, хотя и немного, но лишь этот был расписан великим мастером эпохи Возрождения.
Портрет мужчины. 1450 г.
Дерево, темпера.
Размеры: 54,2-40,4 см.
В коллекциях музея с 1937 г. Ранее: собр.Эндрю Меллона.
Инв.№ 1937.1.17
EXHIBITION: The Renaissance Portrait from Donatello to Bellini. December 21, 2011–March 18, 2012.The Metropolitan Museum of Art.New York.